С 2012 года в МОБУ СОШ № 4 осуществляется реализация ФГОС ООО в пилотном режиме.  В 2016 – 2017 учебном году стандарт основного общего образования реализовывается в 12 классах, в которых обучается 313 учащихся. Из них шесть классов находится в пилотном режиме; в них обучается 180 школьников, что составляет 57,5 % от общего числа обучающихся 5 - 9 классов.

28 февраля 2017 года наша школа приняла участие в едином дне открытых дверей в пилотных общеобразовательных организациях Амурской области, реализующих ФГОС основного общего образования в опережающем режиме по теме «Готовность обучающихся к профессиональному самоопределению как результат освоения основной программы ФГОС».

В рамках единого методического дня Кутергина Елена Сергеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе провела анализ и поделились опытом деятельности школы  по теме «Практика организации профориентационной работы в школе»,  цель которой состоит в оказании профориентационной поддержки учащихся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, а также в выработке у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Профориентационная работа в школе проводится с учётом психологических и возрастных особенностей школьников. У обучающихся младших классов формируется ценностное отношение к труду, закладывается понимание роли труда в жизни человека и в обществе. Учителя начальных классов развивают интерес к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включённости в различные её виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. Постепенно расширяется представление учеников 1 – 4 классов о мире профессионального труда.

Классные руководители 5 - 7 классов развивают у школьников личностный смысл в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности и представление учеников о собственных интересах и возможностях. Подростки приобретают первоначальный опыт в различных сферах социально-профессиональной практики. Для обучающихся 8 - 9 классов проводится групповое и индивидуальное профконсультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения.  В выпускных классах проводится коррекция профессиональных планов и оценка готовности к избранной деятельности.

Профориентационная работа в школе ведётся в различных формах: оформление уголка по профориентации,  осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования; проводятся профориентационные викторины, беседы, тематические классные часы, а также тестирование и анкетирование с целью выявления профнаправленности; школьников консультируют по выбору профиля обучения  «Куда пойти учиться…», «Рынок труда сегодня», «Профессии и здоровье. Стоит задуматься», «Профессия и вредные привычки». Расширение знаний о профессиях проходит и в рамках школьных предметов технология, ИКТ.

В течение учебного года проводятся экскурсии на предприятия города. Экскурсия как форма организации профессиональной ориентации обучающихся представляет собой путешествие с познавательной целью, в ходе которого экскурсанту предъявляются объекты и материалы, освещающие те или иные виды профессиональной деятельности. Профориентационные экскурсии организуются на предприятия города: МВД «Зейский», ГУ «55 ПЧ ФПС по Амурской области», ФГКУ "10 ПЧ ФПС по Амурской области", Филиал ПАО «РусГидро» — «Зейская ГЭС», «Почта России». Школьники приглашаются в музеи, на тематические выставки, экспозиции, в организации профессионального образования.  Проводятся  встречи с представителями различных профессий. Школьники участвуют в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества, привлекаются к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования.

Предметная неделя тоже используется в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся. Она включает набор разнообразных мероприятий, организуемых в течение календарной недели. Содержательно предметная неделя связана с каким-либо предметом или предметной областью: «Неделя русского языка и литературы», «Неделя МиФ», «Неделя естественно-научных предметов», «Неделя иностранного языка», «Неделя общественных наук», «Неделя физкультуры и спорта», «Неделя творчества». Предметная неделя состоит из презентаций проектов и публичных отчётов об их реализации, конкурсов знатоков по предмету, игр по станциям, ученических конференций «На пути к успеху» для обучающихся начального, среднего и старшего уровней, из встреч с интересными людьми, избравшими профессию, близкую к этой предметной сфере. 

Олимпиады по предметам в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся предусматривают участие наиболее подготовленных или способных в данной сфере. Олимпиады по предмету стимулируют познавательный интерес, они проводятся в соответствии с общешкольным планом работы. Ежегодно обучающиеся школы принимают участие в муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, международных играх и конкурсах «Кенгуру», «Медвежонок», «Всероссийская олимпиада для школьников».

В школе № 4 проводятся недели профориентации, конкурсы рисунков по профессиям, изготовление памяток, буклетов.

Профориентационная работа осуществляется и в работе с родительской общественностью. Проводятся родительские собрания, индивидуальные консультации по вопросу выбора профессий, учебного заведения.

В школе реализуется программа элективного курса «Путь в профессию», разработанная для учащихся 9 классов при нагрузке 1 час в неделю. Основной целью курса является формирование у обучающихся готовности к осознанному личностному и профессиональному самоопределению.

В рамках взаимодействия с учреждениями профессионального образование в вопросах преподавания профильных предметов, организации внеучебной деятельности и профориентации  заключён договор о сотрудничестве (11.01.2015 № б/н)  в области образования с ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет».  

Завершая доклад, Елена Сергеевна отметила, что направление «Воспитание положительного отношения к труду и творчеству» является одним из приоритетных направлений «Программы социализации и воспитания» как части Основной образовательной программы основного общего образования.

Далее все гости Дня открытых дверей приняли участие в профориентационной деловой игре «Проектируем жизнь», ориентированной на учащихся 8 - 11-х классов общеобразовательных учреждений. Шестеро девятиклассников и педагог-психолог Бабынина Нина Владимировна курировали процесс игры. Применение игрового метода позволило создать комфортную среду для усвоения новых знаний, умений, проанализировать индивидуальные личностные ресурсы, уровни и направленность профессионального образования, спроектировать модель профессионального будущего. Стратегическими целями игры стали информирование, самопознание, само­управление. В структуру игры органично вошли анализ ситуации, целеполагание, планирование, реализация целей, рефлексия.

Данная игра обладает определённым диагностическим эффектом, она показывает сплочённость группы, готовность к взаимопомощи, ценностные ориентации, умение находить компромиссное решение и убеждать других, активность, навыки самоменеджмента: умения ставить перед собой цели, планировать и организовывать свою деятельность во времени. Данная разработка, показанная участникам методического дня, является модифицированным вариантом профориентационной групповой карточной игры Н.С. Пряжникова «Проектируем жизнь».

Основной замысел игры состоит в том, что старшеклассники в процессе игры проходят этапы взросления от детства к старости, проектируют своё профессиональное будущее, наполняя каждый из этапов значимыми событиями. Осуществляя выбор из предлагаемых ведущим вариантов, старшеклассники учатся анализировать, ставить цели, принимать решения, осознавать последствия своего выбора.

В процессе построения своего будущего школьники оценивают возможные последствия принимаемых решений, варианты построения карьеры, различные профессиональные стереотипы, важность целеполагания и активной жизненной позиции.

Ожидаемый результат - построение модели профессионального будущего, анализ различных вариантов построения карьеры, осознание своих мотивов, целей, ценностей, индивидуальных личностных особенностей, преимуществ активной жизненной позиции, ответственности за выбор, приобретение опыта активного слушания, аргументированного убеждения, межличностного взаимодействия, принятия группового решения.

На вопрос «Кем быть или каким быть?» отвечали восьмиклассники на  открытом классном часе, целью которого было помочь школьникам в личном профессиональном самоопределении. Классный руководитель Гринёва Светлана Валерьевна, использовав различные методы и приёмы работы, повела разговор о важности выбора жизненного пути, от которого зависит материальный достаток, круг общения, интересы, счастье в жизни.

Восьмиклассники познакомились с понятиями «профессия, специальность, должность, квалификация» и выполнили практическую работу в игровой форме на усвоение этих понятий, определили, что нужно молодому человеку для того, чтобы правильно сделать свой профессио­нальный выбор.  В ходе беседы были сформированы представления детей о разнообразных видах и типах профессий в современном мире. Школьники узнали о принятой в нашей стране классификации профессора Е.А. Климова, который делит все профессии на 5 основных типов: «человек - природа», «человек - техника», «человек - человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ».

Объединившись по двое, школьники искали ответ на вопрос «На  что ориентируется человек при выборе профессии?»,  предлагали свои варианты факторов выбора, наиболее значимый для каждого из участников беседы мотив выбора профессии. Каждый ученик работал со списком предложенных мотивов и ранжировал его. В группах ребята выполнили упражнение «Защита профессии», затем презентовали одну из них. Все вместе посадили «дерево профессий», пытаясь найти себя, свой жизненный путь. Гостям и участникам диалога стало понятно, кто из подростков уже определился с профессией, кому еще предстоит искать себя. Час общения прошел интересно и продуктивно.

В 2016 году 8А класс обучается по профилю аэрокосмического направления, в учебный план включены: астрономия и черчение. Данное направление дает возможность раннему самоопределению в выборе будущей профессии.

Опыт оценивания личностных результатов обучающихся представила педагог-психолог Бабынина Нина Владимировна.  Нина Владимировна рассказала, что в МОБУ СОШ № 4 с переходом детей в 5 класс индивидуальные карты, которые есть у каждого ученика с 1 класса, передаются психологу основной школы и продолжают заполняться. Учёт личностных результатов образовательной деятельности обучающихся в 5 - 9 классах осуществляется в ходе мониторинговых исследований в целом по классу и  по каждому ученику отдельно и является предметом оценки эффективности достижения личностных результатов обучающихся и  воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения.

Ниной Владимировной была представлена индивидуальная карта развития ребёнка, в которой очень хорошо прослеживается динамика личностных, а также регулятивных, познавательных и коммуникативных результатов. Данная карта заполняется психологом на каждого обучающегося, формируются папки каждого класса.

Также Нина Владимировна представила програмно-методический комплекс «1С: Школьная психодиагностика» для авторизации рабочего места психолога в школе. Использование программного обеспечения органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога и расширяет возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса и родителями, позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных, уделить больше внимания наблюдению за учащимися в реальной или смоделированной (игровой) деятельности, а также проводить сравнительный анализ данных, формировать статистические отчёты.

Кузнецова Наталья Леонидовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, представила опыт работы школы по проектной деятельности.  Наталья Леонидовна отметила, что в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Выполнение итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 9 класса, перешедшего на обучение по ФГОС ООО, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.  Для успешного выполнения обучающимися индивидуального итогового проекта из части формируемой участниками образовательных отношений выделен один час на элективный метапредметный курс «Проектная деятельность » на основе авторской программы О.А. Чернышевой «Проектная деятельность: методика, технологии, результаты» издательство «Легион», Ростов на Дону, 2015 год.

В День открытых дверей, состоялась защита итоговых индивидуальных проектов. Комиссия оценивала три проекта: Зубкова Яна представила работу «Внутреннее убранство русской избы XIX века»; Киселёва Яна, защищая проект  «Российский флаг – путь через века», показала коллекцию  основных флагов России.  Продуктом Красильниковой Марии стала книга «Память и способы ее улучшения», выпущенная при поддержке издательского дома «Зейский вестник». Все работы получили высший балл и допуск к государственной итоговой аттестации. 

Пока комиссия подводила итоги, Белослудцев Илья представил коллективный проект учеников 8 Б класса «Моя школа: прошлое, настоящее, будущее», который занял третье место и приз зрительских симпатий во всероссийском сетевом проекте «Хамелеон».

К защите проектов была приурочена выставка продуктов 23 работ обучающихся  9-х классов: информационные буклеты, посвящённые достопримечательностям Зеи и Зейского района; интерактивная информационная карта высших учебных заведений, изделия декоративно-прикладного творчества, 3Д-модели военной техники, коллекция кукол «Народы России», агитационный плакат «Здоровый образ жизни».

День открытых дверей закончился, а кропотливая и системная работа школы по созданию комфортных условий, направленных на формирование личности достойного гражданина и патриота своей семьи, школы, края и страны набирает новые обороты.