- Главная
- Новости
- Об отделе
- Документы
- Образование
- Профориентация
- Отдел опеки
- ПМПК
- Мероприятия
- Инновации
- Спорт, отдых и здоровье
- Методическая работа
- Год педагога и наставника
- Городской методический Совет
- Методическая копилка
- Конкурс на присуждение премии лучшим учителям
- Конкурс "Учитель года"
- Аналитическая деятельность
- Аттестация
- Диагностика профдефицитов
- Конкурс "Воспитатель года"
- Нормативно-правовые акты
- Педагогический дебют
- Планы
- Повышение квалификации
- Поддержка молодых педагогов
- Руководителям ШМО, ГМО
- Специализированный функциональный сервис для педагогических работников
- Профессиональные стандарты
- Школа Минпросвещения России
- Снижение бюрократической нагрузки на педагогов
- Наставничество
- Профилактика
- Информирование родителей
- Правовая помощь детям
- Профилактика безнадзорности и правонарушений
- Родительский патруль
- Школьная Служба Примирения
- Профилактика суицида
- Профилактика терроризма, экстремизма и ксенофобии
- Профилактика наркомании, токсикомании и алкоголизма
- Профилактика жестокого обращения с детьми
- Целевые профилактические операции
- Безопасность
- Питание
- Оценка качества ОД
- Приемная
- Карта сайта
Выступление директора МОБУ ЦО Гущиной Людмилы Михайловны
на августовской педагогической конференции 29.08.2016
«Особенности организации инклюзивного образования в условиях общеобразовательной организации МОБУ ЦО»
скачать выступление
Проблема развития инклюзивного образования является одним из наиболее сложных направлений современной образовательной практики.
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов в одном из выступлений сказал: «Будущее – за инклюзивным образованием».
Инклюзивное образование строится в соответствии с определенными принципами, главный из которых «Каждый ребенок особенный, все дети - равные».
Проблема организации инклюзивного образования актуальна не только для нашего учреждения, в котором ежегодно из общего количества обучающихся (пятисот пятидесяти учеников) примерно 60 - 70 человек (что составляет около 15 %) - дети-инвалиды и дети с ОВЗ. По состоянию на 30 июня 2016 года в школе обучалось 28 детей-инвалидов и 36 детей с ОВЗ. Из них - 27 человек с умственной отсталостью.
Ежегодная работа с данной категорией обучающихся определила проблему: необходимость создания в Центре образования системы инклюзивного образования, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
С целью создания условий для перехода к инклюзивному обучению, введению ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с января 2015 года реализуется проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве МОБУ ЦО», рассчитанный на 3 года.
По итогам конкурса среди образовательных организаций на присвоение статуса региональной инновационной площадки Амурской области Центр образования включен в перечень общеобразовательных организаций области по экспериментальному введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Центром образования наработан определенный опыт организации образовательного процесса с данной категорией детей.
В истекшем 2015/16 учебном году образовательный процесс для обучающихся с ЗПР организован:
- в условиях классов интегрированного обучения;
-посредством организации инклюзивного образования вместе с нормально развивающимися школьниками;
- организация индивидуального обучения на дому;
- апробировано обучение в разновозрастной группе обучающихся по модели «частичная инклюзия», в которой обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, ранее обучавшиеся на дому (утверждено локальным актом учреждения).
Создано нормативно-правовое обеспечение на уровне образовательного учреждения (работа по разработке документов продолжается).
Разработаны критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения.
Для всех детей с ОВЗ разработаны индивидуальные образовательные маршруты.
Методическая работа носит системный характер. Учителя участвуют в работе постоянно действующего семинара «Особенности работы с детьми с ОВЗ», творческой группе по введению ФГОС НОО ОВЗ. Курсовую подготовку по вопросам инклюзивного образования прошли более 40 % педагогического коллектива.
В учреждении создается универсальная безбарьерная среда.
По государственной программе «Доступная среда» учреждением получено более 3 миллионов рублей. Приобретено компьютерное оборудование, оборудование для сенсорной комнаты, оборудование БОС «Комфорт» для коррекции психо - эмоционального состояния; развивающее - коррекционные комплексы с видеоуправлением; программы компьютерной обработки и тестирования; «Комфорт-Лого» для коррекции и предотвращения развития речевых нарушений и другие. Приобретено технологическое и тактильное оборудование: поручни пристенные, световой маяк для дверных проемов, визуально – акустическое устройство, тактильно – звуковая мнемосхема для помещения. Проведены устройство пандуса, кровли над пандусом, замена входной двери и дверей в тамбуре, переоборудование санузла для нужд инвалидов, монтаж тактильного оборудования и беспроводной двухканальной системы вызова помощи.
Не смотря на преимущества инклюзии для всех детей, далеко не каждый участник образовательных отношений сегодня может принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет не только материально-технические причины, но и психологические, морально-этические.
Опыт, наработанный муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением Центром образования города Зеи, имеет огромное значение для муниципальной системы образования.
Инклюзия непосредственно касается всех учеников, а не только особенно уязвимых категорий, таких, как дети с ограниченными возможностями, и ориентирована на совершенствование образовательного пространства не только для учеников, но и для ее работников, подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.
Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
Таким образом, развитие инклюзивного образования в МОБУ ЦО носит системный, многосторонний характер. В организации создаются условия для ликвидации барьеров для наибольшей поддержки каждого обучающегося и максимального раскрытия его потенциала.