Выступление учителя физики и информатики МОБУ ЦО, руководителя программы "Таланты будущего" 

Зотовой Татьяны Владимировны

на августовской конференции 2017 года

 

"Основные направления работы с одаренными и талантливыми детьми в МОБУ ЦО"

скачать: выступление pdf

 

Таланты создать нельзя, но можно создать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты.

Нейгауз

Политика государства в области образования определила актуальность и особую важность работы с одаренными детьми. В национальной инициативе «Наша новая школа» (Указ президента от 04.02.2010) среди шести основных направлений развития системы образования, на втором месте после обновления образовательных стандартов заявлена поддержка талантливых детей. Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (07.05.2012) в целях выявления и поддержки юных талантов, закреплено требование об увеличении числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях. Развитию одарённости и таланта детей способствуют и окружные долгосрочные целевые программы, действующие в регионах РФ и в Амурской области.

С целью формирования работы с одаренными и талантливыми детьми в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении Центр образования с 2001 по 2016 годы функционировала программа «Одаренные дети».

В обыденной жизни одарённость – синоним талантливости. Талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. Обычно в школе одаренных детей мало. Да и всем известно, что наша общеобразовательная организация имеет статус школы для всех. Поэтому в 2017 году создана новая программа «Таланты будущего».

Слово одаренность происходит от слова «дар». Существует мнение, что дар – это навсегда. Однако исследования доказывают, что одаренность существует только в постоянном развитии. Она либо развивается, либо угасает. Конечно, не все станут великими математиками, музыкантами и художниками, но каждый имеет право на возможность развиваться. Поэтому в Центре образования на протяжении многих лет сформированы такие дружные коллективы как научное общество обучающихся «Поиск», интеллектуальный клуб «Эрудит», хореографический ансамбль «Сувенир», вокальная группа «Ассоль», отряд юных инспекторов движения «Гермес», театральная студия «Зеркало», экологический клуб, работают различные спортивные секции.

В настоящее время сформировалась устойчивая система выявления, развития и поддержки детей с признаками интеллектуально-творческой одаренности, которая включает в себя пять основных направлений, тесно связанных и интегрирующихся между собой:

1. Создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала. В МОБУ ЦО имеется зал хореографии, большой и просторный актовый зал, два учебных класса автошколы, два современных компьютерных кабинета, спортивный зал, зеленая экологическая зона, школьный музей, имеется уютный кабинет психолога. Также оборудованы специализированный детский автогородок, тренажерный зал, новейшая библиотека с читальным залом и выходом к ресурсам сети Интернет. Ежегодно создаются расписания, где реализуется курс занятий педагога-психолога, организуется познавательно-исследовательская деятельность с детьми, осуществляется подготовка и реализация детских проектов, подготовка детских конкурсных материалов. Также этому способствует и система внеурочной учебной деятельности в рамках ФГОС НОО и ООО.

2.      Совершенствование научно-методического уровня педагогов. Сегодня коллектив МОБУ ЦО представляет собой коллектив единомышленников, где работают опытные и творческие педагоги, стремящиеся к инновациям и к саморазвитию. С целью совершенствования научно-методического уровня педагоги проходят курсы повышения квалификации, участвуют в различных профессиональных конкурсах и вебинарах, в педагогических сообществах.

В Центре образования ежегодно планируются и проводятся педагогические советы, семинары и практикумы, рассматриваются вопросы развития одаренности, пути преодоления проблем. К работе активно привлекается школьный психолог.

3.      Выявление и отслеживание динамики развития детей с признаками одаренности. Работа с талантливыми и одаренными детьми в МОБУ ЦО построена на научной основе. Педагогом-психологом отобраны диагностические методики, которые позволяют качественно проводить диагностику по выявлению творческой одаренности и включает в себя ряд ступеней, обеспечивая учет мнения всех участников образовательного процесса: выявление интересов, способностей к той или иной деятельности, выявление предпосылок общей одаренности, выявление уровня развития креативности.

С 2008 года в Центре образования регулярно ведется «Банк одаренных детей». С целью психолого-педагогического сопровождения, а также отслеживания личностного роста обучающегося с 2017 года намечено внедрение индивидуальных маршрутов сопровождения одаренных детей.

4.      Работа с родителями. Без семьи и ее поддержки невозможно вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому работа с родителями очень важна. За годы работы в МОБУ ЦО сложилась некоторая система работы с родителями одаренных детей, которая реализуется в четырех направлениях:

  • Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания такого ребенка, на улучшение рефлексии взаимоотношений и выработку новых навыков взаимодействия с ним, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
  • Организация информационной среды для родителей: это проведение родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам деткой одаренности. Педагогами организуются мастер-классы с родителями, оформляются печатные консультации (буклеты, памятки), оформляется страница на интернет сайте МОБУ ЦО, периодически оформляются фотогаллереи талантов, выставки детских работ, ставших победителями разнообразных конкурсов и т.д.
  • Совместная практическая деятельность ребенка и его родителей (с 2007 года традиционно в мае проходит День творчества, где демонстрируются способности всех творческих коллективов Центра образования).
  • Поддержка и поощрение родителей (на сайте, через местную газету, благодарности на общих родительских собраниях).
  • Организация поездок талантливых обучающихся в другие города России за счет спонсорской помощи родителей для участия в конференциях, фестивалях, конкурсах (Владивосток, Благовещенск, Свободный, Шимановск, а также Хэйхэ, Харбин и др.).

5.      Разработка механизма работы по взаимодействию с социальными институтами города. В целях создания наилучших условий для проявления творческого потенциала детей и дальнейшего их развития ежегодно осуществляется тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования МОБУ ДОД ДЮСШ, МБО ДО ДДТ «Ровесник», детская школа искусств, Дом культуры «Энергетик», ФГБУ «Зейский государственный природный заповедник», городской краеведческий музей.

С социальными партнерами проводятся совместные праздничные мероприятия, творческие выставки, театрализованные представления, интеллектуальные марафоны, состязания различной направленности.

Подводя итоги, в результате целенаправленной системы работы с одаренными детьми получены следующие результаты:

  • Разработана нормативно-правовая база по работе с одаренными детьми.
    • Повысилась заинтересованность родителей в вопросах развития интеллектуально-творческого воспитания и развития детей.
    • Увеличилась активность участия детей и педагогов в конкурсах различного уровня: ученики нашего Центра образования – это ежегодные призеры и победители Всероссийской предметной олимпиады школьников,  научно-практической конференции, интеллектуального клуба «Эрудит», это номинанты, призеры и победители проектов и конкурсов экологической направленности, это высокие достижения обучающихся хореографического ансамбля «Сувенир», вокальной группы «Ассоль», отряда ЮИД «Гермес», театральной студии «Зеркало», это ежегодные стипендиаты конкурса «Лучший ученик года», это  активные участники и победители спортивных мероприятий, это участники Всероссийского детского центра «Океан».

Много сделано, но и проблем осталось тоже немало. Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые он ставит в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верить и действовать». «Не талантливых детей нет! Есть причины, временно мешающие ребёнку раскрыть его перед нами…» В. В. Белоглазов, педагог, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РСФСР.