Выступление заместителя директора МОБУ СОШ №4 

Кузнецовой Натальи Леонидовны

на августовской конференции 2017 года

 

"Готовность к реализации ФГОС на уровне среднего общего образования"

скачать: выступление pdfпрезентацию pptpdf

 

В 2016 - 2017 учебном году наша школа успешно закончила эксперимент по пилотному введению ФГОС ООО.  Логичным продолжением стало участие в новом эксперименте по опережающему введению ФГОС СОО.

В рамках подготовки к опережающему введению ФГОС СОО в январе 2017 года был проведен мониторинг готовности образовательного учреждения к введению стандарта.

 СЛАЙД. Под готовностью образовательных организаций к реализации ФГОС СОО понимается степень соответствия кадрового, нормативного, финансового, материально-технического, информационного и учебно-методического обеспечения требованиям ФГОС СОО.

Мониторинг проводился в форме самообследования. Основу показателей готовности образовательных организаций к ФГОС СОО составили критерии, определенные в Письме Минобрнауки РФ  «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» и требования к условиям реализации основной образовательной программы.

СЛАЙД. Начали с заполнения и   анализа информационной карты готовности ОУ к введению стандартов.

 

Нормативные условия

Наша школа имеет опыт создания пакета  документов на уровне  школы для обеспечения  новых стандартов.

 Используя полученный опыт,  приведение в соответствие  нормативных условий начали с создания рабочей группы по реализации дорожной карты введения ФГОС СОО. В состав рабочей группы вошли руководители методических объединений, родители -  представители Управляющего совета школы, члены администрации школы. Деятельность группы регламентируется соответствующим Положением.

СлАЙД. Важной необходимой составляющей подготовительного  этапа было принятие ряда управленческих решений.  Разработка  необходимых  положений, локальных актов, приказов на уровне школы, регламентирующие введение ФГОС в соответствии с нормативными документами Федерального и регионального уровня;

  • Внесение изменений в должностные инструкции учителя-предметника, педагога-психолога, педагога дополнительного образования, классного руководителя;
  • Разработка и реализация формы договора о предоставлении обучающемуся среднего общего образования по новым стандартам.
  • Разработка  и корректировка плана-графика  мероприятий по введению ФГОС по направлениям: нормативно-правовое обеспечение, организационно-методическое, кадровое, информационное, психолого-педагогическое, финансово – экономическое.

На подготовительном этапе самым важным был вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого определили, какие  изменения требуется произвести: 

  • в образовательных целях;
  • в учебном плане;
  • в содержании учебных программ и программ внеурочной деятельности;
  • в условиях реализации образовательных программ;
  • в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

Все данные изменения нашли свое отображение в Основной образовательной программе среднего  общего образования.

ООП ООО разрабатывалась рабочей группой, в состав которой вошли руководители МО, заместители директора по учебной и воспитательной работе,  члены социально-психологической службы школы. Поскольку участие педагогов в деятельности рабочей группы требует от них дополнительных усилий, заранее определили формы дополнительного материального и морального поощрения за полученные результаты и внесли их в критерии оценки результативности педагогических работников (стимулирующий фонд)

Кадровые условия

СЛАЙД. Анализ кадровых условий показал, что Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, у которых сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Анализ внутришкольного  плана методической работы показал, что большинство педагогов овладели навыками сопровождения учебно-исследовательской и проектной деятельности. Данная подготовка необходима для сопровождения обучающихся при разработке и защите итоговых проектов. Идет работа по Разработке диагностического инструментария для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС СОО.

Психолого-педагогические условия

Школа укомплектована специалистами, обеспечивающими психолого-педагогические условия.

Комплексная многоуровневая модель психолого-педагогического сопровождения учащихся, включает все направления, формы и уровни деятельности специалистов, предусмотренные ФГОС СОО.

 

Организационно-методические условия

СЛАЙД. В условиях введения ФГОС всем учреждениям предоставлены «свободы» в формировании учебного плана. Приступая к проектированию учебного плана,  мы учли, что ФГОС СОО определяет минимальное и максимальное количество часов учебных занятий на уровень среднего общего образования и перечень обязательных учебных предметов.

Учебный план профиля обучения содержать 12  учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС.

Так как старшая школа является профильной образовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения: естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального.

При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее трех (четырех) учебных предметов на углубленном уровне изучения.

Основываясь на социальный заказ обучающихся и родителей (законных представителей) школа будет реализовывать учебный план технологического и социально-экономического профилей.

В учебном плане уровня среднего общего образования предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.

Анализ модели внеурочной деятельности показал, что выделено достаточное время на реализацию курсов внеурочной деятельности по всем направлениям, предлагаемым встандартах: от 2 до 10 часов по отдельным направлениям. Часть внеурочных курсов планируется к реализации в каникулярное время.

Учебно-методические условия

Требования к условиям реализации ООП СОО определяют норму обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями. Он составляет: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого учащегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана ООП СОО и в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

В ходе самоанализа школа показала  100 % обеспеченность  учебниками по всем предметам и курсам учебного плана. Библиотека школы достаточно обеспечена дополнительной литературой (художественной, справочной, научно-популярной) для учащихся

Информационно-методические условия

В школе создана информационно-образовательная среда, позволяющая реализовывать ООП СОО на основе современных информационных технологий.

Критериями для определения уровня готовности по данному направлению являются: возможность работы с компьютером для каждого учителя;

− наличие электронного документооборота;

− использование программных продуктов в учебном процессе, в том числе медиатеки по предметным направлениям;

− использование сети Интернет в урочной и внеурочной деятельности, наличие постоянно действующего сайта, информирование родителей о внедрении ФГОС.

Анализ показал, что в школе 100% учителей имеют автоматизированные рабочие места с подключением к сети Интернет.

Информирование родителей о результатах образования осуществляется посредством электронного журнала.

Скорость подключения к сети Интернет по договору с провайдером соответствует фактической и составляет 6 Мбит/с, что позволяет использовать сеть Интернет в урочной и внеурочной деятельности

Материально-технические условия

Слайд Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения позволяет качественно организовать образовательный процесс на всех уровнях общего образования. В наличии интерактивные комплексы, мобильные компьютерные классы, автоматизированные рабочие места.

Слайд.  Обеспечен бесперебойный контролируемый выход в Интернет в учебных кабинетах и библиотеке. Образовательное учреждение обладает достаточными материально - техническими ресурсами для успешной реализации ФГОС СООО

Хотелось бы приобрести цифровые лаборатории для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством.

СЛАЙД Таким образом,  на основе анализа можно сделать вывод о достаточном уровне готовности нашей школы к  реализации ООП СОО с  1 сентября 2017 года.

Начало чего-то нового может пугать: всегда есть страх первого шага. Точнее, страх того, что за ним последует. Сотни вопросов, сомнений. Но как гласит народная мудрость «Сделай шаг – дорога появится сама собой…».