Выступление главного специалиста отдела образования администрации города Зеи 

Лысенко Светланы Николаевны

на августовской конференции 2017 года

 

"Развитие кадрового потенциала системы образования города Зеи"

скачать: выступление pdfпрезентацию pptxpdf

 

Одним из важнейших условий развития системы образования города является совершенствование кадрового потенциала.

По итогам 2016-2017 учебного года обеспеченность

- общеобразовательных организаций педагогическими кадрами составила 100%,

- организаций дополнительного образования – 95%,

- дошкольных образовательных организаций – 99%.

 

 

Укомплектованность

Высшее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Дошкольные образовательные организации

99%

31%

66%

Общеобразовательные организации

100%

89%

11%

Организации дополнительного образования

95%

59%

41%

Анализируя уровень профессионального образования следует отметить, что в дошкольных организациях на 10% увеличилось количество педагогов со средним профессиональным образованием, в дополнительном образовании уменьшилось кол-во педагогов с высшим образованием.

В связи с подготовкой образовательных организаций к введению профессионального стандарта «Педагог» в 2016-2017 учебном году профессиональную переподготовку прошли 20 человек, среди них в дошкольных образовательных организациях 9 человек: 2 заместителя руководителя прошли переподготовку по направлению «Менеджмент» и 7 педагогических работников – по направлениям «Воспитатель дошкольной организации», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Теория и методика дошкольного образования». В общеобразовательных организациях профессиональную переподготовку прошли 11 человек: 4 заместителя директора – прошли переподготовку по направлению «Менеджмент» и 7 педагогов прошли профессиональную переподготовку по направлению педагогической деятельности, среди них учителя изо, ОБЖ, истории, русского языка, технологии, социальный педагог. Таким образом, за два года 14 руководителей (52%) прошли переподготовку по направлению «Менеджмент».

Средний возраст педагогов составляет 45 лет:

в дошкольных образовательных организациях – 46 лет (в 2015-2016 учебном году – 45 лет),

в общеобразовательных организациях – 47 лет (в 2015-2016 году – 45 лет),

в организациях дополнительного образования – 43 года (в 2015-2016 учебном году – 44 года).

Среди педагогов, работающих в образовательных организациях города 29 – являются выпускниками школ города.

На сегодняшний день в образовательных организациях города педагогов, имеющих стаж работы до 2 лет – 13 человек (6 человек в 2015-2016 уч. году):

- в дошкольных образовательных организациях – 4 (в 2015-2016 - 1 педагог);

- в общеобразовательных организациях – 6 (в 2015-2016 учебном году – 3);

- в организациях дополнительного образования – 3 (в 2015-2016 учебном году – 2).

Педагогов, имеющих стаж работы свыше 20 лет – 205 человек (61%):

- в дошкольных образовательных организациях – 66 педагогов;

- в общеобразовательных организациях – 118 педагогов;

- в организациях дополнительного образования – 21 педагог.

Одна из задач, влияющих на масштабы кадрового потенциала, его эффективное использование - квалифицированное развитие персонала.

Доля педагогических работников, которым по итогам аттестации установлена первая и высшая квалифицированные категории составляет по 72% - в школах и в дошкольных образовательных организациях и 58% - в организациях дополнительного образования.

В дошкольных образовательных организациях педагогов с высшей категорией – 27%, имеющих первую категорию – 45%.

Самый высокий показатель категорийности педагогов д/с № 14, 15, 19 (80%-91%)

 

Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, которым по итогам аттестации установлена первая и высшая квалификационные категории составляет 72%, в том числе педагогов высшей категории 26%, первой категории - 47%. В 2016-2017 учебном году было аттестовано 19 педагогических работников, 7 педагогов – на высшую категорию, 4 педагога – на первую, 8 – на соответствие занимаемой должности.

Среди школ самый высокий показатель категорийности педагогов в МОБУ СОШ № 4 – 90%.

 

Доля педагогических работников организаций дополнительного образования имеющих высшую и первую квалификационные категории, составляет 58%, что на 3 % меньше, чем в 2015-2016 учебном году. Педагогов, имеющих высшую категорию – 24%, первую – 33%.  В 2016-2017 учебном году было аттестовано 4 педагогических работников, 2 педагога – на высшую, 3 – на соответствие занимаемой должности.

Высокий уровень профессионализма педагогов подтверждается многочисленными наградами, победами в профессиональных конкурсах.

Педагоги образовательных организаций имеют награды Российской Федерации, Амурской области, ежегодно педагоги награждаются на августовской конференции, Дне учителя Почетными грамотами муниципального уровня, фотографии пяти лучших работников системы образования заносятся на городскую Доску Почета «Лучшие люди».

Почетное звание «Почётный работник общего образования РФ»

Отличник народного просвещения

Почетная грамота Министерства образования и науки РФ

Почётная грамота министерства образования и науки Амурская области

Отличник ФК и С

2

5

58

74

6

 

Говоря о квалифицированном развитии персонала нельзя не сказать, о повышении квалификации педагогов как на курсах повышения квалификации очно и дистанционно, так и на семинарах, проводимых на уровне образовательной организации и городском уровне.

142 руководящих и педагогических работника образовательных организаций прошли обучение на курсах повышения квалификации в Амурском ИРО. План прохождения курсов повышения квалификации выполнен на 106%, что соответствует показателю прошлого года.

Курсовая подготовка педагогических работников:

 

План

Факт

% выполнения

Дошкольные образовательные организации

79

83

105

Общеобразовательные организации

61

58

105%

Организации дополнительного образования

5

6

120%

В 2016-2017 учебном году 148 педагогов (82%) повысили свой профессиональный уровень на дистанционных курсах повышения квалификации (педагогический университет «Первое сентября»; «Школа цифрового века»; Центр онлайн обучения «Экстерн», «Фоксворд», издательство «Учитель»; АНО ДО «Сибирский институт непрерывного дополнительного образования» г. Омск).

Педагоги школ города активно участвуют в вебинарах, организаторами которых являются издательства «Легион», «Дрофа», «Просвещение», «Учитель», «Вентана-граф», ЦДО «Снейл», ООО «Юмакс»  Компания MAXIMUM.  

Анализ курсовой подготовки за последние три года показал, что доля педагогических работников, прошедших обучение по ФГОС ООО составляет 97%.

272 педагогических работника прошли заочное обучение в «Санкт-Петербургском центре дополнительного профессионального образования» по теме «ИКТ-компетентность педагога и практические вопросы внедрения информационной системы образовательного учреждения».

К сожалению, в настоящее время специальность учителя, требующая больших эмоциональных и физических затрат, не выдерживает конкуренции, диктуемой рынком труда. Молодые образованные люди предпочитают работать в других сферах. За последние два года 3 молодых специалиста предпочли другие сферы деятельности. Поэтому одной из ключевых задач кадровой политики в сфере образования является привлечение в образовательную сферу города молодых педагогов, создание условий для их уверенного «завтра» в профессии.

На сегодняшний день сохраняется тенденция нехватки педагогов: на 2017-2018 учебный год образовательные организации города нуждаются в 18 специалистах:

музыкальный руководитель – 1 ставка;

учитель-логопед – 1 ставка (на период декретного отпуска)

учитель английского языка – 4 ставки;

учитель музыки – 1 ставка;

учитель начальных классов – 3 ставки;

учитель физической культуры – 3 ставки;

учитель физики-информатики – 2 ставки;

учитель математики – 2 ставки;

учитель русского языка – 1 ставка.

Вопрос обеспеченности педагогическими кадрами образовательные организации предполагают решать через:

- участие в ярмарке вакансий БГПУ;

- поиск объявлений о вакансиях в соцсетях;

- подача объявлений в СМИ;

- привлекать выпускников школ города, обучающихся в БГПУ;

- размещение заявок в службе занятости.

С целью закрепления молодых специалистов в образовательных организациях проводится целенаправленная работа, позволяющая создать оптимальные условия для данной категории: производятся выплаты единовременного пособия, ежемесячные доплаты, стимулирующие выплаты, оказывается методическая помощь.

Анализ представленной информации о поддержки молодых специалистов показал следующее:

 

Наименование ОО

Виды поддержки молодых специалистов

МОАУ СОШ № 1

Стимулирующие выплаты в размере 5% от оклада в течение 3-х лет

 

МОБУ ЦО

Надбавка в размере 5%

Стимулирующие выплаты

МОБУ СОШ № 4

 

Доплаты из стимулирующего фонда

МДОАУ д/с № 12

Ежемесячная поддержка на основании кол. договора

 

МБОУ ДО ДЮСШ № 2

2 166 руб. ежемесячно в течение двух лет (Положение о критериях стимулирования работников)

 

МБО ДО ДДТ «Ровесник»

3 000 руб. в течение 3 первых месяцев работы (Положение о распределении стимулирующих выплат_)

 

 

На уровне города ежегодно составляется план мероприятий по созданию условий для привлечения молодых кадров в систему образования города Зеи. Среди основных мероприятий:

- выявление вакансий на предстоящий учебный год;

- достижение договоренности с администрацией города о предоставлении жилья молодым педагогам;

- выявление среди выпускников 11 классов ребят, желающих обучаться в БГПУ по целевому набору, заключение договоров на целевое обучение;

- организация студенческих практик на базе общеобразовательных организаций, исходя из имеющихся вакансий.

         В течение 2016-2017 учебного года создавались условия для участия педагогов в конкурсном движении.

В муниципальном этапе конкурса «Учитель года – 2017» приняли участие представители четырёх школ (не принимали участие МОАУ СОШ № 1). Победителем стала Ефимова Г.П., учитель истории МОБУ СОШ № 5, второе место заняла Боднарюк М.И., учитель русского языка и литературы МОБУ ЦО, третье место – Каюкина К.А., учитель начальных классов МОБУ СОШ № 4.

Ефимова Г.П., учитель истории МОБУ СОШ № 5 стала призером (2 место) регионального конкурса «Учитель года Амурской области – 2017». Второй год подряд учителя МОБУ СОШ № 5 становятся призёрами регионального конкурса «Учитель года Амурской области».

В 2016-2017 учебном году был проведен очный конкурс для педагогических работников общеобразовательных организаций «Современный урок: работаем по ФГОС», который впервые прошёл в городе в 2015-2016 учебном году. В конкурсе приняли участие 10 педагогов, наиболее активными оказались учителя начальных классов. В номинации «Современный урок: работаем по ФГОС НОО» победителем стала Кузнецова Наталья Владимировна, учитель начальных классов МОБУ СОШ № 4, второе место заняла Смирнова Ольга Поликарповна, учитель начальных классов МОБУ Лицей, третье место – Волошина Анастасия Юрьевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ № 5. В номинации «Современный урок: работаем по ФГОС ООО» победитель – Шумакова Вероника Георгиевна, учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ № 1, второе место – Макаренкова Галина Валерьевна, учитель математики МОБУ ЦО, третье место заняла Трубицына Евгения Викторовна, учитель математики МОБУ СОШ № 5.

Впервые в городе был проведен конкурс профессионального мастерства для педагогических работников дошкольных образовательных организаций «Современное занятие (НОД): работаем по ФГОС ДО», в котором приняли участие 13 педагогов из всех дошкольных образовательных организаций. Победителем стала Осипова Т.А., воспитатель МДОАУ д/с № 12, второе место – Платыгина Л.Н., воспитатель МДОБУ д/с № 11, третье место – Луговая Т.Г, воспитатель МДОАУ д/с № 12. В номинации «Экологическое просвещение дошкольников» - Коробкова Ю.Ю., воспитатель МДОАУ ЦРР-д/с № 14, в номинации «За пропаганду здорового образа жизни» - Шаповалова И.В., воспитатель МДОАУ д/с № 15.

На конкурс «Лучший педагог года» на грант главы города Зеи было представлено 14 портфолио педагогов (ежегодно количество участников конкурса уменьшается: с 23 в 2013 году, до 14 в 2016 году). Победителями городского конкурса «Лучший педагог года» в 2016 году стали следующие педагоги:

В номинации «Лучший воспитатель года – 2016»:

Беликова Надежда Михайловна, воспитатель МДОАУ д/с № 3;

Осипова Татьяна Александровна, воспитатель МДОАУ д/с № 12.

          В номинации «Лучший учитель года – 2016»:

Богуш Ольга Андреевна, учитель английского языка МОБУ СОШ № 5;

Землянова Виктория Александровна, учитель информатики МОБУ СОШ № 4.

В номинации «Лучший классный руководитель – 2016»:

Боднарюк Марина Исаевна, учитель русского языка и литературы МОБУ ЦО; Фомичева Елена Михайловна, учитель химии МОАУ СОШ № 1.

В номинации «Лучший педагог образовательной организации, работающий с одаренными детьми»:

Пономарева Яна Вячеславовна, учитель истории и обществознания МОАУ СОШ № 1.

В ПНПО приняли участие 4 педагога: Хоменко О.М., учитель истории МОБУ СОШ № 5 стал победителем на федеральном уровне.

Педагоги принимали активное участие в профессиональных конкурсах различного уровня, где становились победителями и призёрами.

Областные конкурсы:

- конкурс методических разработок «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» - 1 место (МДОАУ д/с № 12);

- конкурс инновационных образовательных продуктов «ФГОС ОО: инновации, опыт, творчество» - 1 место в номинации «Лучшая система психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС;

- конкурс инновационных образовательных продуктов «ФГОС: инновации, опыт, творчество», «Лучшая модель организации образовательного процесса в школе» – 1 место (Доронина Г.Н., Кондратенко Е.В., МОБУ СОШ № 5)

- конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» - призер в номинации «Профилактические психолого-педагогические программы (МОБУ ЦО)

- конкурс методических разработок для педагогов ОО «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» (Маркович Л.А., МОБУ ЦО)

Всероссийские конкурсы:

- конкурс методических разработок «Образовательные инициативы» - 1 место (МДОАУ д/с № 12);

- конкурс педагогов «Обретение одаренности», номинация «Организация работы с одаренными детьми» - 1 место (Якимова О.А., учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 4);

- конкурс учителей «Мои педагогические разработки» - 1 место (МОАУ СОШ № 1;

- IX всероссийский педагогический конкурс «Лучший медиаурок» - призер (МОАУ СОШ № 1)

- всероссийское тестирование «Тотал Тест» по направлению: Организация методической работы – 1 место (Якшина А.И., учитель МОАУ СОШ № 1)

- всероссийский конкурс «Изумрудный город», номинация «Лучшая презентация» – 1 место (Якшина А.И., учитель МОАУ СОШ № 1)

- II Всероссийский педагогический конкурс «Высокий результат». Номинация «Открытый урок, занятие» -  1 место (Карташева Л.Н., МОБУ ЦО)

- Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов «Рус-конкурс» Номинация: «Методическая разработка» -  1 место (Берчанская Н.В., МДОАУ д/с № 12)

Международные конкурсы:

- Творческий конкурс «Талантовик» Номинация: «Методическая разработка» - 1 место (Осипова Т.А., ДОАУ д/с № 12)

- Конкурс «Территория детства» 1 место (Козина Т.В., МДОАУ д/с № 12)

- международная олимпиада для учителей «Педагогический олимп» от проекта mega-talant.com. (Землянова В.А., учитель информатики МОБУ СОШ № 4).

В текущем учебном году диссеминация передового опыта педагогов и организаций осуществлялась через публикации в Интернет-сообществах, через участие в конкурсах педагогического и методического мастерства, выступления на курсах повышения квалификации, через размещение опыта работы педагогов на сайтах ОО и отдела образования, через СМИ и публикации в методических журналах.

Опыт педагогов представлялся как на школьном, муниципальном, межмуниципальном, региональном уровнях, так и на всероссийском и международном, через участие в конкурсном движении и методических публикациях.

Пятеро педагогов (МОАУ СОШ № 1, МОБУ СОШ № 4, МДОАУ д/с № 12, МДОБУ д/с № 4) представили свой опыт работы в рамках реализации ФГОС дошкольного и основного общего образования на заседании городского методического Совета.

В рамках работы городских методических объединений более 100 педагогических работников представляли свой опыт через открытые уроки, проведение мастер-классов, выступления.

Трое учителей математики (МОАУ СОШ № 1, МОБУ ЦО) приняли участие в межмуниципальном семинаре «Метапредметные результаты обучения» (п.Магдагачи).

В рамках выездных КПК для воспитателей дошкольных образовательных организаций 5 воспитателей провели открытые занятия (НОД) и 9 педагогов представили свой опыт работы.

В рамках областной стажировки «Практика достижения образовательных результатов в условиях реализации ФГОС основного общего образования» 17 педагогов провели открытые уроки и занятия по внеурочной деятельности, мастер-классы, представили опыт работы.

Таким образом можно сделать вывод, что в муниципалитете совершенствуется система формирования и развития профессиональной компетенции педагога, создаются условия для реализации педагогических практик.

Основными направлениями совершенствования кадровой политики остаются:

- разработка комплекса мероприятий развития кадрового потенциала муниципальной сферы образования, вкючающего меры социальной поддержки педагогов,

- совершенствовать систему непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения работниками системы образования новых личностных и профессиональных компетенций

- формирование компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог»

- развитие конкурсного педагогического движения и инновационного потенциала образовательных организаций.