Выступление начальника отдела образования администрации города Зеи 

Максимишиной Ольги Валерьевны

на августовской конференции 2017 года

 

"Итоги 2016-2017 учебного года, цели и задачи на новый учебный год»

скачать: выступление pdfпрезентацию pptxpdf

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Приветствую всех участников нашей традиционной педагогической конференции в преддверии очень важного праздника – Дня знаний. Лето, как всегда, пролетело незаметно, и до начала нового учебного года остались считанные дни. Мы готовы к старту в новый учебный год, все образовательные организации прошли проверку федеральных надзорных органов и сегодня готовы к приему детей. Хочу поблагодарить руководителей и коллективы образовательных организаций, наших коллег из других ведомств, родителей, социальных партнеров за помощь в этой работе.

Сегодня в системе российского образования идут сложные и противоречивые процессы.  С одной стороны, это глубокое реформирование и развитие содержания образования, а с другой – отставание по таким важнейшим направлениям как материально-техническое, финансово-экономическое и кадровое обеспечение.

Министерством образования Российской Федерации обозначены основные направления развития современного образования. В данном процессе принимают активное участие и зейские образовательные организации, и мы с вами в том числе.

В предстоящем учебном году в пяти общеобразовательных организациях будет обучаться 2923 школьников, 270 дошкольников станут обучающимися дошкольных образовательных организаций, за парты впервые сядут 311 первоклассников. Школьникам первых классов из нуждающихся в государственной поддержке семей выдадут «Губернаторские портфели», 20 семей получат поддержку нашего спонсора ПАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС». Обучение подрастающего поколения будет осуществлять 326 педагогов, в том числе: 160 учителей, 102 воспитателя, 28 педагогов дополнительного образования.

Перед системой образования поставлено много задач, каждая из которых важна, требует ресурсов и контроля.

Но на сегодняшний день главным приоритетом является качество образования. Все изменения инфраструктуры, стандартов, технологий сегодня должны быть ориентированы на то, чтобы обучающиеся максимально реализовывали свой потенциал и достигали высоких результатов, адекватных для социализации в условиях современной экономики и жизни.

Одной из основных задач, определенных Министерством образования и науки Российской Федерации на предстоящий учебный год, является обеспечение доступности качественного образования на всех уровнях, включая дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование.

Образовательное пространство города предоставляет возможности для получения образования на всех уровнях общего образования и определяет нашу с вами ответственность за обеспечение современных условий и качественного образования подрастающего поколения.

Дошкольное образование было и остается в фокусе внимания как со стороны органов власти всех уровней, так и общественности. В первую очередь это касается обеспечения детей местами в детских садах. В результате проведенной работы в городе обеспечена доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет на 100%.  К сожалению, не ликвидирована очередность детей от 1.5 до 3-х лет и здесь нам предстоит еще много работать. По данным АИС (на 28.08.2017) очередность в дошкольные образовательные организации составляет 300 человек. Основная возрастная категория детей в очереди — это дети до 3 лет. Образовательные и коррекционные услуги через систему дошкольного образования получают и дети-инвалиды. Всего в дошкольных образовательных организациях воспитывается 14 детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем есть вопросы, связанные с эффективностью функционирования детских садов. Во-первых, посещаемость детей: самая высокая посещаемость в течение учебного года составляет 74-75%, самая низкая – 55%. Анализ посещаемости показывает, что в среднем до 30% детей отсутствуют ежедневно в детском саду. С чем связаны такие результаты – с болезнью детей, нежеланием родителей водить в сад ребенка ежедневно, высокой оплатой за сад   или иные причины?  Конечно, немаловажной причиной снижения посещаемости (особенно в летний период) остается позднее комплектование групп вновь поступающих детей – сентябрь, октябрь, а не летние месяцы. На сегодняшний день это остается острой проблемой для всех, и для дошкольных образовательных организаций, и для родителей, и для самих детей (в летний период адаптация проходит легче). Однако обращаю внимание руководителей дошкольных организаций на своевременность уточнения причин отсутствия детей, проведение индивидуальной работы с родителями, своевременное принятие управленческих решений. Наша задача – не просто выдать направление в детский сад, необходимо обеспечить предоставление качественной услуги и исполнения муниципального задания. Во-вторых, родительская плата. Важным условием гарантии общедоступности дошкольного образования является сохранение родительской платы в 2017/2018 году на социально приемлемом уровне. Это позиция Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, губернатора области и нашего министерства. Все   это,     необходимые условия для организации качественного дошкольного образования, в том числе для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Четвертый   год дошкольные образовательные организации будут реализовывать федеральный государственный стандарт. Этому предшествовала большая подготовительная работа педагогических коллективов детских садов: пройдена курсовая переподготовка, обновлена методическая база для организации педагогической деятельности, частично обновлена предметно-развивающая среда. С родителями дошкольников проведена разъяснительная работа, материалы о ФГОС размещены на информационных стендах и сайтах ДОО. Первые результаты ФГОС дошкольного образования свидетельствуют о своевременности его введения. Ожидания родителей, что в детском саду будет обеспечено индивидуальное развитие ребенка, учет его образовательных потребностей, а не общая подготовка к школе, оправдались. Часть родителей дошкольников высказывает заинтересованность в развитии дополнительного образования в детских садах, в том числе и на платной основе. Таким образом, главная педагогическая задача коллективов дошкольных организаций – обеспечить реализацию программ дошкольного образования в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом, а задача управленческого аппарата дошкольной организации – создать соответствующие условия для реализации стандарта дошкольного образования.  В целом, в 2017-2018 учебном году нам предстоит сконцентрировать усилия на решении следующих задач в области дошкольного образования:

1. Сохранение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет и обеспечение данного показателя доступности дошкольного образования для детей до 3 лет.

2. Организация образовательной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Школа - одна из жизненных ступеней, благодаря которой должно снижаться социальное неравенство, и каждый учащийся должен иметь право получить возможность повысить свои жизненные шансы независимо от стартовых возможностей и семейных условий, места жительства. Для этого нужна школа с современными предметными кабинетами по химии, биологии, географии, истории, где учителя имеют доступ к персональному компьютеру с выходом в Интернет, где обучающиеся обеспечены современным оборудованием для проведения практических работ, учебниками и имеют возможность бесплатно заниматься по программам дополнительного образования.

На протяжении последних лет в городе растет количество школьников. Если в 2014 году их было 2898, то 1 сентября 2017 года за парты сядут 2923 учеников.

Для обеспечения доступного и качественного образования на всей территории города независимо от проживания ребенка в общеобразовательных   организациях нами создаются равные базовые условия.    К сожалению, сегодня далеко не все школы отвечают требованиям действующего законодательства, комфортны для пребывания детей.

В городе 4 школы имеют амортизационный износ зданий более 80 % и следовательно, требуют ремонта. Мы вошли в федеральную программу «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях», но будет ли произведен капитальный ремонт нашим школам пока неизвестно.

2017/2018учебный   год ознаменован вступлением в экспериментальный режим ФГОС СОО в 10 классе МОБУ СОШ №4, продолжением ФГОС ООО в 8-х классах в МОБУ СОШ № 5. В штатном режиме будет организовано обучение по стандартам нового поколения для обучающихся 1-7-х классов в общеобразовательных организациях города.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к условиям реализации стандарта.

 Результат реализации этого требования в наших школах - это создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей); гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. В условиях реализации ФГОС ООО и СОО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики.

 В период реализации   новых образовательных стандартов необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы.  С этой целью в общей системе методической работы мы реализуем   блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения.  Приоритетным направлением данного блока является кадрово-методическая деятельность. Это: курсы повышения квалификации, организация и проведение семинаров, конференций, различного рода обсуждения, описание и распространение лучшего педагогического и управленческого опыта. В настоящее время   97 % педагогов школ прошли курсы повышения квалификации по ФГОС.

 В 2017 году состоялся первый выпуск обучающихся основной школы, прошедших обучение по новым образовательным стандартам.  97 процентов   обучающихся успешно сдали ОГЭ (2 оставлены на осень) и защитили индивидуальные проекты.

При реализации стандартов в наших школах и детских садах встретились и определенные проблемы:

  • недостаточное финансирование образовательных организаций на улучшение материально – технического обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС;
  • нехватка учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности; 
  • необходимость совершенствования ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;

·        сложившаяся за предыдущие годы устойчивая традиционная методика проведения урока или непосредственной образовательной деятельности еще тормозит внедрение новых форм и технологий;

·        реализация проектной деятельности требует от педагога владения в совершенстве приемами, технологиями метода проектов;

·        отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;

·        работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями;

·        организация и проведение внеурочной деятельности должны осуществляться на более качественном уровне.

     Проблем много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности самого педагога.

     Деятельность образовательных организаций в новых условиях должна осуществляться в тесном взаимодействии с родительской общественностью в части организации разъяснительной информационной кампании по вопросу обучения их детей в соответствии с новыми стандартами. Родительская общественность должна принимать самое активное участие в жизни любой образовательной организации. Сегодня органы государственного общественного управления присутствуют в каждой образовательной организации, степень удовлетворенности родителей образовательным процессом составляет – 96, 5 % (2014 год – 91 %; 2015 год – 92 %; 2016 год – 97,5 % (данные МСОКО), нам есть к чему стремиться.

Мы продолжаем работу в образовательных организациях по созданию условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями, потому что каждая школа должна соответствовать нормам и требованиям для обучения таких детей.

На создание условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей –инвалидов за последние 3 года было выделено более пяти миллионов рублей.  Благодаря этому в МОБУ ЦО созданы условия для обучения 85 школьников с ОВЗ, из них 30 детей - инвалидов, а в МБО ДО ДДТ «Ровесник» с января 2017 года открыто объединение «Робототехника, в котором занимались 26 детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом году планируют открыть такие объединения еще 3 образовательные организации.

Проведенные мероприятия по созданию условий для инклюзивного образования являются очень значимыми в связи с введением стандартов для обучающихся с ОВЗ. Такие условия должны быть созданы в каждой образовательной организации.

Уважаемые коллеги!

Необходимо помнить, что приоритетом нашей образовательной политики   является создание оптимальных условий для успешности каждого обучающегося. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы общего образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации. Сегодня вопросы кадрового обеспечения отрасли являются предметом особого внимания.

 По информации главы Рособрнадзора Сергея Кравцова с 2017 года в обязательном порядке будут введены работы по самодиагностике школ и исследование профессиональной компетенции учителя, которые направлены на оценку уровня профессиональных знаний и дальнейшего их совершенствования. Результаты исследования будут положены в основу для принятия решений о последующем повышении квалификации педагогических работников.

 Эти меры направлены на повышение профессиональной компетенции учителя, потому что мы должны понимать, что учитель играет ключевую роль в качестве образования. Поэтому мы обязаны поднимать уровень компетенций учителя — и предметные знания, и педагогические навыки. А делать это без объективного оценивания очень сложно.

Сегодня образовательным организациям города также необходимо приобретать инновационный опыт.

Радует, что ежегодно коллективы образовательных организаций города Зеи являются активными участниками конкурса инновационных проектов: МОБУ ЦО, МБО ДО ДДТ «Ровесник», МОБУ Лицей, МДОАУ д/с № 12, МДОБУ д/с № 19, МДОБУ д/с №4.

 В наступающем учебном году планируют разработать инновационные проекты: МДОАУ д/с №3, МДОАУ д/с № 15, МДОАУ ЦРР д/с №14, МОБУ Лицей.  Коллективам других образовательных организаций также необходимо представлять педагогическому сообществу свои образцы инноваций.

Широко известен на территории области опыт зейских школ, являющихся региональными «пилотными» площадками:

МОБУ СОШ № 4,5 –по введению ФГОС основного общего образования и среднего общего образования;

МОБУ Центр образования – по введению ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

         То, что эти образовательные организации успешно справляются с поставленными перед ними задачами по экспериментальному введению стандартов подтверждают следующие факты: успешно проведенная и высоко оценённая стажировка для педагогов области на базе МОБУ СОШ № 4 и МОБУ СОШ № 5, участие МОБУ ЦО во всероссийском   конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России». Результат участия -2 место на региональном уровне, среди инклюзивных школ.  

Опыт данных школ необходимо постоянно диссеменировать.

Высокий уровень квалификации педагогов подтверждают ежегодные результаты участия наших обучающихся и педагогов в различных мероприятиях и конкурсах регионального и всероссийского уровней. Второй год подряд наши педагоги являются призерами регионального этапа всероссийского конкурса - «Учитель года». В прошедшем учебном году 20 февраля 2017 года в Москве в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялась Всероссийская конференция «История России XXI века глазами школьников». Конференция стала продолжением Всероссийского проекта «Урок современной истории России», который в качестве эксперимента был реализован в прошлом году в нескольких регионах страны при поддержке Совета Федерации. Амурскую область на конференции представляли Ядрищенская Светлана, ученица 10 класса МОБУ СОШ № 5 г.Зея, победитель регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории и её наставник, учитель истории и обществознания Хоменко Олег Михайлович. В 2015/2016 учебном году 3 педагога стали победителями в национальном приоритетном проекте «Образование» по направлению – лучшие учителя. В этом году приняли участие 4 педагога, один из них стал победителем на федеральном уровне.

Полученный грант в размере 1 млн. рублей в форме субсидии из федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы по мероприятию 2.3. «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» позволил реализовать на базе МОБУ Лицей проект- «Школа бизнеса» в 2016/2017 учебном году.

Профессионализм наших педагогов подтверждают успехи наших выпускников. На региональном этапе всероссийской олимпиады школьников – 1 обучающийся стал победителем, 2 стали призерами. 

Экзаменационная кампания этого года показала, что наши школьники стали лучше учиться: по многим предметам зафиксировано повышение средних баллов ЕГЭ. Так по результатам ЕГЭ -40 обучающихся набрали по 85 баллов и выше, из них: 17 выпускников   свыше 90 баллов, 2 выпускницы Малышевская Полина (МОАУ СОШ № 1) и Герасимович Юлия (МОБУ ЦО) набрали по 100 баллов по русскому языку; выпускник МОБУ СОШ № 4 показал наилучший результат в Амурской области по физике – 98 б.;

16 выпускников награждены медалями «За особые успехи в учении».

Вместе с тем, 2 выпускника 11-х классов из МОБУ ЦО не получили аттестаты о среднем образовании т.к. не сдали ЕГЭ по обязательным предметам.

По результатам государственной итоговой аттестации аттестаты за курс основного общего образования получили 194 выпускника, что составляет 78%.  Аттестат с отличием получили 11(5,7 %) выпускников.

По четырем предметам неудовлетворительные результаты у трех выпускников, получили «2» по трем предметам 16 выпускников, по двум предметам  9 выпускников, по одному предмету  27 выпускников. Чтобы достичь 100 % сдачи ЕГЭ и ОГЭ необходимо осуществлять большую информационно-разъяснительную работу среди родителей и обучающихся, всем учителям, работающим в 9, 11 классах необходимо обучиться на курсах предметных экспертов, для каждого обучающегося, вызывающего тревогу по успешному прохождению итоговой аттестации разрабатывать индивидуальный план обучения. Методическим объединениям более глубоко изучать и анализировать ошибки наших школьников и вести систематическую работу по ликвидации их пробелов. Работу по профориентации в каждой школе необходимо поднять на более качественный уровень, потому что массовая профессионализация молодёжи, проблемы занятости молодёжи сегодня являются одним из важнейших направлений российского образования.

Очень важные задачи стоят перед дополнительным образованием. Сегодня занятость в дополнительном образовании составляет 84 %. Мы будем работать над увеличением количества занятости детей, особенно тех, кто вызывает у нас тревогу по воспитанию и обучению, но нам необходимо более широкое вовлечение детей в программы технического и инженерного творчества т.к. сейчас у нас в стране реализуется проект - «Новая модель системы дополнительного образования детей», предусматривающий создание в Российской Федерации сети детских технопарков". В спортивной системе помимо гармоничного развития личности, дополнительного образования, навыков, ведения здорового образа жизни, стоит задача подготовки ближайшего резерва сборных команд страны и, конечно же, наших кандидатов в сборные, а у нас в городе очень много достойных спортсменов. Необходимо провести работу по устранению всех нарушений, выявленных в ходе проверок МБО ДО ДДТ «Ровесник» и МБОУ ДО ДЮСШ № 2.

В предыдущем учебном году у нас было много хороших результатов, но и осталось много нерешенных проблем.

А для того, чтобы у нас с вами все получилось в 2017/2018 учебном году необходимо решить следующие задачи:

1. Сохранение в 2018 году уровня средней заработной платы педагогических работников, достигнутого в 2017 году.

2. Достижение 100-процентного уровня от общего числа педагогических и руководящих работников, обученных на курсах повышения квалификации по вопросам внедрения и реализации всех стандартов.

3. Обеспечение доступности дошкольного образования: сохранение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, ликвидация очередности для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет.

4.Реализация комплексных мер, направленных на повышение качества знаний, обучающихся в 2017/18 учебном году.

  5.Дальнейшее развитие профилизации образования, повышение качества профориентационной работы.

 6. Реализация на базе МБО ДО ДДТ «Ровесник» и МОБУ Лицей профориентационных проектов - «Развитие профориентационного пространства в городе Зее, как средства профессионального самоопределения обучающихся», «Моя профессия – мое будущее»!

7. Развитие инноваций в образовании: продолжение в 2017/2018 учебном году реализации инновационных проектов на базе: МОБУ ЦО, МБО ДО ДДТ «Ровесник», МОБУ Лицей, МДОБУ д/с № 19, МДОАУ д/с № 12, МДОБУ д/с № 4, разработка новых   инновационных проектов для участия в областном конкурсе инновационных проектов: МДОАУ д/с № 3, МДОАУ ЦРР д/с №14, МОБУ Лицей.

8. Организация образовательной деятельности в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, основного, среднего образования и детей с ОВЗ.

9. Развитие системы дополнительного образования в соответствии с приоритетами государственной политики:   модернизация организаций  дополнительного образования посредством разворачивания на базе учреждений образовательных программ нового поколения, превращения образовательных учреждений в координационные ресурсные центры для реализации  муниципальных программ;  интеграция системы дополнительного образования с учреждениями вне образовательного ведомства: культуры, спорта, молодежной политики; интеграция дополнительного образования с  общим образованием.

10. Устранение нарушений выявленных в ходе проверок: МБО ДО ДДТ «Ровесник», МБОУ ДО ДЮСШ № 2 г. Зеи».

11.Соблюдение законодательства.

Уважаемые коллеги!

 Мы с вами добились очень многого, а предстоит сделать еще больше.

Труд педагога – это не просто профессия, это прежде всего, призвание. Вы всегда интересуетесь судьбой своих воспитанников, неподдельно радуетесь их победам, стремитесь помочь им в трудной жизненной ситуации. Школа, детский сад, Дом детского творчества, спортивная школа – это не просто место где учат. Это центр жизни, в котором достигаются главные цели: обучение, и воспитание будущих поколений. А как известно, забота о будущих поколениях, это самые надежные инвестиции.

Желаю педагогам города Зеи новых успехов, пусть ваши ученики, воспитанники достигают самых высоких вершин знаний и будут успешными во всем!