Выступление начальника отдела образования администрации города Зеи 

Максимишиной Ольги Валерьевны

на августовской конференции 29 августа 2016 года

 

"Итоги 2015-2016 учебного года и перспективы развития на 2016-2017 учебный год»

скачать: выступление pdfпрезентацию pptxpdf

 

Уважаемые коллеги!

Накануне нового учебного года, в преддверии очень важного праздника Дня знаний, я приветствую всех собравшихся в этом зале - тех, кто посвятил свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения. Примите самые искренние поздравления и пожелания доброго здоровья, хорошего настроения, новых творческих идей и успехов.

Ежегодная августовская встреча, представляющая собой, по сути, Педагогический совет, дает нам прекрасную возможность подвести итоги прошедшего учебного года, обсудить назревшие проблемы, проанализировать и определить пути их решения, а также наметить перспективы дальнейшего развития отрасли образования в городе Зея.       

Перед системой образования города поставлено много задач, каждая из которых очень важна и требует ресурсов и контроля.

На сегодняшний день главным приоритетом в образовании является качество образования.

Сегодня все изменения происходящие в системе образования: инфраструктура, стандарты, технологии, должны быть сориентированы на то, чтобы воспитанники и обучающиеся максимально реализовывали свой потенциал и достигали высоких результатов, адекватных для их социализации в условиях современной экономики и жизни.

Одной из основных задач, определенных Министерством образования и науки Российской Федерации на предстоящий учебный год   является -  обеспечение доступности качественного образования на всех уровнях, включая дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее образование.

Развитие системы образования города осуществляется в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования.

Вместе с тем, в системе образования города не удалось преодолеть некоторые проблемы, затормаживающие процесс ее модернизации.

Уважаемые коллеги!

Предлагаю более подробно рассмотреть уровни нашей системы образования, отметить основные достижения прошедшего учебного года и обозначить перспективы развития   в новом учебном году.

Анализ деятельности муниципальной системы образования по традиции начнем с дошкольного образования.

Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила проблему повышения качества дошкольного образования.    Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным организациям, к организации в них воспитательно -образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности.

Система дошкольного образования города Зеи представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности родителей и представляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.       

В  городе реализуется несколько моделей предоставления  дошкольного образования как здоровым детям,  так и детям с ограниченными возможностями здоровья: в группах общеразвивающей, компенсирующей и комбинированной направленности. Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, получают методическую помощь и поддержку в консультационном пункте на базе д/с № 4. На протяжении 2-х лет в  этом детском саду работает новая форма дошкольного образования – Лекотека.

Наполняемость группы при работе с детьми – 7 человек (дети-инвалиды). Деятельность лекотеки направлена на проведение игровых занятий с  психологом, логопедом и другими специалистами, на сопровождение детей с особыми потребностями. В этой же организации продолжает свою работу вариативная форма дошкольного образования - центр игровой поддержки  ребенка (ЦИПР),  который востребован среди родителей детей раннего возраста, не посещающих образовательное учреждение.

Игровые сеансы проходили в группах «Мать и дитя» с логопедом и психологом.  В 2015-2016 году ЦИПР посещало 26 детей.

В 2016 году  на базе МДОБУ д/с № 4  разработан и будет внедрен в широкую практику  проект коррекционной помощи детям с ОВЗ - «Мы вместе».

В дошкольном образовании главным сегодня является обеспечение его доступности.

В соответствии с Указом Президента России стопроцентная доступность дошкольного образования детей от 3 до 7 лет должна быть обеспечена к началу 2016 года. На сегодняшний день в наших дошкольных организациях эта проблема решена.

В соответствии с ФЗ - 273 «Закон об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование теперь является частью общего образования.  Переход на ФГОС осуществлен до 1 января 2016 года. Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования. Для этого решены следующие задачи:

  • 100% повышение квалификации педагогов в соответствии с ФГОС ДО.
  • Освоение педагогами новых технологий, приемов и методов обучения.
  • Обновление предметно-пространственной среды.
  • Стимулирование педагогов.

По итогам изучения мнения населения о качестве оказания муниципальных услуг в образовательных организациях города Зеи за 2015 год степень удовлетворенности  услугами дошкольных образовательных организаций составляет 90 %, что является хорошим показателем.     

В целях развития творческой инициативы и новаторства, распространения передового педагогического опыта в городе ежегодно проводятся  конкурсы: «Лучший педагог года», «Воспитатель года».        

Победителей этих конкурсов вы видите на слайде.

Повышение качества дошкольного образования невозможно без активного участия организаций в инновационной деятельности.

Инновационная деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Инновации нужны в первую очередь для развития образовательной организации. Именно инновационная деятельность создает основу собственного стиля образовательной деятельности и позволяет образовательной организации стать конкурентоспособной на рынке образовательных услуг.

В 2015/2016 году в городе Зея на базе МДОБУ д/с №4 был реализован инновационный проект «Надежда России», направленность которого нравственно-патриотическое, духовное воспитание, социализация и ранняя профилизация детей дошкольного возраста. На основании приказа министерства образования и науки Амурской области от 29.10.2015 № 1376 «Об итогах проведения конкурса среди образовательных организаций области на присвоение статуса региональной инновационной площадки» МДОБУ д/с № 4 в течение 2015 – 2016 учебного года являлся региональной инновационной площадкой.

В 2016 году разработаны еще 3 проекта дошкольных образовательных организаций для представления их на областной конкурс для присвоения статуса   региональной инновационной площадки: Ликвидация очередности, внедрение образовательного стандарта, повышение квалификации педагогов, развитие инновационной деятельности, повышение качества образования – это наши приоритеты в дошкольном образовании.

Уважаемые коллеги!   

Общему образованию всегда уделялось и уделяется повышенное внимание.

Все ОО по результатам работы комиссии по приёмке, готовы к новому учебному году. Деятельность организаций направлена на модернизацию системы общего образования, цель которой - повышение качества и доступности образования.

Показателем результативности труда педагога, коллектива школы, являются результаты учебного года, итоговой аттестации, результаты от участия в городских и областных олимпиадах, творческих конкурсах, поступление выпускников в высшие и средние профессиональные учебные заведения.

Одним из ведущих показателей качества образования является итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов.

В городе, пункт проведения ЕГЭ - СОШ № 4, который был оборудован переносными металлодетекторами и системами видеонаблюдения, причем трансляция велась в онлайн режиме. Была обеспечена и открытость процедуры, как за счет присутствия общественных наблюдателей, так и дистанционного контроля.  В пункте проведения экзамена впервые использовались новые технологии: печать контрольно-измерительных материалов и сканирование бланков ответов участников экзамена.

Нарушений процедуры и случаев отключения видеокамер не зафиксировано. К сожалению зафиксирован 1 случай нарушения Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования п.45 – при просмотре видеозаписи экзамена по физике у выпускника МОБУ Лицей было установлено наличие мобильного телефона. Установлен факт административного правонарушения, результаты выпускника по физике были аннулированы, наложен административный штраф. Таких случаев впредь нельзя допускать.

Тем не менее, я хочу поблагодарить  Драгину Елену Алекссеевну, Малышеву Марину Викторовну, Ризен Татьяну Геннадьевну, Морякина Юрия Геннадьевича, Власенко Виктора Сергеевича, всех организаторов, общественных наблюдателей, педагогов,   за организацию и проведение итоговой аттестации на качественном уровне.

В текущем году 160 выпускников 11-х классов  получили аттестаты о среднем общем образовании (не сдал ЕГЭ по обоим обязательным предметам выпускник Центра образования заочной формы обучения, он получил справку).

 Из 248 обучающихся 9-х классов - 2 чел. оставлены на повторный курс обучения,  246 чел. (99,2%)  получили аттестаты об основном общем образовании.  Аттестат с отличием получили 16 выпускников  (6,5%).

Результаты государственной итоговой аттестации 2016 года в г.Зее характеризуются следующими основными показателями, которые вы видите на экране.

Более подробно о результатах итоговой аттестации расскажет Марина Викторовна Малышева.

Анализ результатов экзаменов выпускников 11 и 9 классов показывает, что ключ к качественному образованию дает не столько «натаскивание» на тесты, сколько систематическая предметная подготовка. Чем раньше будут выявлены пробелы и проблемы в предметной подготовке, тем раньше можно принять меры по их устранению. 

Надо думать, об интересах молодых людей и их семей, о скорейшем получении ими соответствующего профессионального образования и возможностей быть экономически самостоятельными. Система современного среднего профессионального образования в Амурской области предоставляет эти условия.

Сложившиеся стереотипы массового сознания («поступаемость выпускников школ в вузы» как «показатель эффективности» работы школы, «поступил в вуз – молодец, поступил в техникум или училище – неудачник» и т.д.) не позволяют ориентировать молодежь на обучение востребованным на рынке труда профессиям и специальностям.

Поручаю всем руководителям школ тщательно проанализировать результаты итоговой аттестации и провести инвентаризацию с тем, чтобы у ребят, которые не собираются идти в ВУЗы, формировать нацеленность на получение среднего профессионального образования. Необходимо  с этого учебного года начать ситемную  профориентационную работу с выпускниками основной школы, ориентировать их на поступление в колледжи и техникумы.

Для качественной системной работы  по профориентации на базе МБО ДО ДДТ «Ровесник» разработан инновационный проект в продолжение реализации проекта «Я - будущий» - «Развитие профориентационного пространства в городе Зее, как средство профессионального  самоопределения обучающихся» (создание муниципальной профориентационной площадки). Данный проект предусматривает необходимость сетевого взаимодействия.

Фактически в каждой образовательной организации выделено хотя бы одно направление деятельности, которое для данного образовательного учреждения является инновационным.

Одним из ведущих факторов научно-методической поддержки инновационных процессов является партнерство школ и вузов. Особенно эффективно развивается научно-методическое партнерство школ нашего города с такими вузами, как ТОГУ, АМГУ. Заслуживает внимания положительный опыт работы с АМГУ  СОШ № 4.                                           

В целях апробации эффективных механизмов, направленных на модернизацию управления образованием, разработку и реализацию нового содержания образования, современных педагогических технологий, качества знаний обучающихся на базе образовательных организаций  работали экспериментальные площадки.

Имея статус инновационной площадки, образовательные организации выходили с реализацией своих программных мероприятий не только в своей образовательной организации, но и в городе. Работа площадок была ориентирована не только на распространение уже имеющегося опыта по той или иной проблематике, но и на «опережающую» разработку заявленных как актуальные, но пока не проработанные, проблемы. 

Так педагогами МОБУ ЦО был разработан проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве МОБУ ЦО». Данный проект направлен на разработку и создание условий для перехода к инклюзивному обучению, введению ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  а также формирование модели инклюзивного образования, исключающей любую дискриминацию детей, обеспечивающую толерантное отношение ко всем участникам образовательного процесса.

В рамках мероприятий по реализации проекта, ставшего победителем в конкурсе ФЦРПО 2.3-08-3 «Реализация инновационных программ воспитания и социализации обучающихся» МОБУ Лицей города Зеи совместно с Государственным казенным учреждением Амурской области Центр занятости населения города Зеи начинает проводить занятия по инновационной программе дополнительного образования «Школа бизнеса». Инновационная программа экономического образования «Школа бизнеса» в МОБУ Лицей рассчитана на старшеклассников и неработающую молодежь города Зеи. В ходе реализации программы участники разработают план развития личности, включающий планирование открытия своего дела, как часть стратегии личностных, профессиональных и социальных достижений, а также разработают и презентуют собственный бизнес-проект. Для обучающихся образовательных учреждений города обучение в Школе бизнеса носит больше теоретический характер (что также будет способствовать подготовке к  ЕГЭ по обществознанию).

Уважаемые коллеги!

Показателем результативности труда педагогов, учащихся являются также результаты Всероссийской олимпиады школьников городского и областного уровня. В борьбе за призовые места в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников участвовали 23 школьника нашего города и 8 из них стали призерами регионального этапа.

Сегодня хочется выразить слова признательности педагогам, подготовившим призеров регионального уровня, которые действительно, профессионально, с большой любовью развивают у обучающихся творческие способности, интеллектуальный потенциал, поддерживают устойчивый интерес к образовательным предметам, к дальнейшему успешному обучению и профессиональному самоопределению.

В последние годы на педагогических конференциях мы много говорим о наших проблемах. И это, наверное, правильно. Чтобы двигаться вперед – надо знать, над чем работать.

К сожалению, по таким предметам как физика, химия, в последние годы не было занято ни одного призового места на уровне области.

Мало того, из года в год по  физике, химии учащиеся набирают на городском уровне  такое малое количество баллов, что и послать на олимпиаду регионального уровня некого. Всем руководителям необходимо обратить внимание на материально-техническую составляющую по этим предметам, с целью использования практико-ориентированых элементов на уроках по этим предметам. Кроме этого,  по предметам, которые показали низкие результаты по ЕГЭ на уровне области будут организованы дополнительные курсы: химия, биология, физика, история, обществознание. Руководителям необходимо направить своих педагогов на данные курсы. Потому что учителя , выпускающие в 2017 году,  должны прежде всего для самих себя начать подготовку к ЕГЭ.

Все выпускающие учителя в этом году должны пройти  курсовую подготовку.

В каждом педагогическом коллективе необходимо пересмотреть систему работы с одаренными детьми по предметам естественно-математического направления, строить подготовку таких детей с учетом индивидуальных потребностей, с помощью дополнительного образования, дистанционных форм обучения, участия в многочисленных дистанционных соревнованиях, олимпиадах.

Большие надежды для привлечения детей к предметам математики и физики, для их привития любви к этим дисциплинам, для их дальнейшего выбора профессии на технические специальности,  возлагаем на введение образовательной робототехники.

Цель -  поднятие престижа и интереса школьников к естественно-математическим дисциплинам, развитие интереса к инженерным специальностям.

Особую гордость вызывают работники, ставшие победителями профессиональных конкурсов.  С целью выявления и поддержки инновационного движения, распространения педагогического опыта лучших учителей города, развития и расширения профессиональных контактов, поддержки талантливых, творчески работающих педагогов проводился очередной конкурс «Учитель года».

Впервые в городе был проведен очный конкурс для педагогических работников общеобразовательных организаций «Современный урок: работаем по ФГОС», в котором приняли участие 11 педагогов.

В традиционном конкурсе на грант главы города Зеи «Лучший педагог года» в 2015-2016 учебном году приняли участие 18 педагогов.

Уважаемые коллеги!

В этом году 4 молодых педагога пришли в наши школы.

Среди педагогов, работающих в образовательных организациях города 24 - являются выпускниками школ города.

На сегодняшний день в образовательных организациях города педагогов, имеющих стаж работы до 2 лет – 6 человек  (5 человек в 2014-2015 уч. году):

С целью обновления педагогических кадров в образовательных организациях города в 2016-2017 учебном году необходимо выстраивать работу в общеобразовательных организациях по выявлению детей, склонных к педагогической деятельности, на уровне среднего общего образования составлять для них индивидуальные учебные планы.

Всегда ключевую роль в повышении качества образования играл  учитель. Правительством принята Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством РФ 28 мая 2014 г. № 3241п-П8; утвержден также профессиональный стандарт педагога.

В соответствии с рекомендациями педагогического сообщества срок его внедрения перенесен на 1 января 2017 г., но подготовка идет уже сейчас, обсуждаются различные темы, связанные с профессиональным стандартом. В их числе-разработка и утверждение уровней квалификации педагога (обсуждается от четырех до шести уровней) и соответствующих им должностей, например, учитель-наставник.  Минобрнауки России рекомендует продолжить обсуждение этих вопросов в территориях, в педагогических коллективах: на основе ваших мнений будут разработаны мероприятия, направленные, на то, что бы, как  можно,  лучше обеспечить карьеру учителя и сделать работу педагога с детьми более адресной.

Два года в городе действует единый информационный ресурс - «Электронная комиссия: Электронная очередь и зачисление в ОО», который является составной частью федеральной системы показателей Электронной очереди.

В настоящее время ведется работа по созданию региональной системы учета контингента обучающихся школ и обучающихся дополнительного образования.

Открытость системы образования обеспечивают официальные сайты. Руководителям образовательных организаций необходимо уделять особое внимание этому ресурсу в части оперативного доведения до родителей объективной и достоверной информации. 

Уважаемые коллеги!

В сфере нашей ответственности находятся дети, нуждающиеся в особой поддержке государства и в особом отношении. Это дети с ОВЗ и  дети-инвалиды. В прошедшем учебном году в рамках реализации мероприятий по созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа в общеобразовательные организации области    выделено  950,00  тыс. руб. для создания условий для  25 детей-инвалидов, обучающихся в Центре образования.

В рамках реализации на территории области мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»  для  МОБУ  Центр образования г. Зеи  выделено 2500,00  тыс.руб.

В течение учебного года педагоги МОБУ ЦО  совместно с рабочей группой в рамках эксперимента по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  провели ряд мероприятий для педагогов школ города, работающих с детьми с ОВЗ.

Главной же задачей по-прежнему остается повышение качества образования на всех уровнях общего образования.

Уважаемые коллеги!

Важной составляющей системы образования является дополнительное образование детей. Именно этот вид образования позволяет максимально полно удовлетворить индивидуальные потребности детей, дать импульс для их творческого развития.

В системе образования города стабильно функционирует 2 организации  дополнительного образования детей. В соответствии с Указом Президента  необходимо увеличить к 2020 году охват детей обучающихся по программам дополнительного образования до 70-75%. Меры, необходимые для решения этой задачи предложены в «Концепции развития дополнительного образования детей в РФ», которая начала реализовываться в 2015- 2016 учебном году.

В Концепции закладывается принцип персонального дополнительного образования, когда ребенок получает возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, исходя из его возможностей и потребностей.

Серьезное внимание  уделено повышению квалификации педагогов дополнительного образования.

Уже сегодня можно говорить об определенных результатах в этом направлении: задачу, поставленную президентом РФ мы уже выполнили.

Говоря о дополнительном образовании, именно на сегодняшней конференции я, прежде всего, имею Дом детского творчества «Ровесник». Мы не должны оставлять без внимания развитие образовательных программ, таких как, например, в сфере научно-технического творчества, исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук, создании позитивного образа современного инженера. Время требует дать ответ на вопрос: «Какое место в развитии инженерного мышления школьников должна занять система дополнительного образования?». Но для этого необходима современная материально-техническая база.

Поэтому в рамках  реализации программы  Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы на базе  МБО ДО ДДТ «Ровесник» при получении субсидии на реализацию мероприятий по созданию в образовательных организациях (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования из федерального бюджета – 1 299 600,00 рублей, из областного бюджета – 80 400,00 рублей, из местного бюджета – 243 530,00 рублей, мы планируем на базе МБО ДО ДДТ «Ровесник» открыть  класс по робототехнике.

В любом виде спорта чтобы добиться успеха обязательно нужна масса тренировок и чем раньше начать заниматься и тренироваться - тем лучше.

Радует успехами команда пловцов, гимнастов, гандболистов. Ну а наши лыжники – самые лучшие в области!

Таким образом, исходя из выше сказанного мы с вами обозначили перспективы развития системы образования на 2016 – 2017 годы.

Уважаемые коллеги!

В последние дни августа во всех образовательных организациях: детских садах, школах, организациях дополнительного образования  пройдут педагогические советы, на которых Вы будете подводить итоги работы за прошедший год и ставить задачи на новый.

Все слагаемые Успеха у нас есть! А значит, всё зависит только от нас, педагогов. Пожелаем друг другу и нашей системе образования – учащимся, педагогическим работникам, родителям, помощникам, союзникам и партнерам новых успехов в наступающем учебном году.

С новым учебным годом уважаемые единомышленники. Успехов всем нам дорогие друзья! В добрый путь в страну Знаний!!!