Выступление заведующего МДОБУ д/с № 4 Нехаенко Елены Ивановны

на августовской педагогической конференции 29.08.2016

 

Реализация кадетского компонента как одна из форм инновационной деятельности в дошкольной организации

скачать: выступление pdf, презентацию pptx, pdf

 

Основой современной Концепции дошкольного образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них нравственно-патриотическое воспитание, «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».          

В 2014 году наша дошкольная организация активно включилась в государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В сентябре родилось новое движение. При поддержке Отдела образования, пожарной части № 10 по г. Зее, на базе дошкольной организации были открыты первые в истории города Зеи, и Амурской области кадетские группы профиля МЧС. С этого времени началась работа по построению уникальной модели воспитания патриота и гражданина на ступенях дошкольного образования в рамках кадетского направления по инновационному проекту «Надежда России».

Основной идеей является создание условий для дальнейшего обучения дошкольников в профильных кадетских классах МОБУ СОШ № 5 г. Зеи, формирования у них новой модели поведения – гражданина своей страны, патриота малой Родины, а так же подготовка ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными явлениями при возникновении опасности.

В 2015 году дошкольное учреждение получило статус региональной инновационной площадки по  направлению, объединяющего инновационные образовательные практики, связанные с организацией воспитательно-образовательного пространства, с выходом образовательной деятельности в социум, через реализацию проекта "Надежда России". Цель инновационной деятельности: развитие и совершенствование системы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через установление преемственных взаимосвязей между  всеми уровнями образования, ранняя профилизация детей дошкольного возраста.

Используя новую форму работы – организация кадетского движения разработана модифицированная программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, для реализации, которой ежегодно составляется, обсуждается и выполняется план работы педагогического коллектива по данному направлению (с учетом возраста детей). В нем задействованы и родители, и кадеты школы, и работники пожарной части и ГИБДД.

Первыми помощниками в реализации проекта, являлись кадеты 8-го класса МОБУ СОШ № 5 города Зеи. Первый шаг был сделан, движение зародилось. Далее было сделано множество последующих шагов, каждый из которых становился все увереннее и тверже.

С целью развития кадетского движения и для успешной реализации проекта «Надежда России», была создана и продолжает пополняться, предметно-развивающая среда, которая предусматривает: центр по патриотическому воспитанию, где отображена символика малой Родины, России; центр по пожарной и дорожной безопасности, где имеется необходимый материал для образовательной и игровой деятельности; организация мини-музеев.

В Холле детского сада оформлен стенд «Моя родина Россия»; стена памяти «Мы наследники победителей»; имеется стенд, с периодическим оформлением фотовыставки, где отображаются проведенные с воспитанниками мероприятия.      

Человека во многом формирует и воспитывает среда. И мы не ограничиваемся рамками дошкольной организации. Пространство города, в котором живет человек, играет в работе важную роль. Систематическая работа по данному направлению проводится в тесной связи с общественными организациями и учреждениями города. За время работы над проектом налажены партнерские взаимоотношения с различными организациями.

Система внешних связей обеспечивает условия для эффективного осуществления проекта. Благодаря такому обширному и тесному сотрудничеству у юных кадетов зародилось много традиций:

1. Значимое событие в жизни юных кадетов – торжественное мероприятие «Посвящение в юных друзей кадетов», Церемония посвящения в кадеты - красивый, запоминающийся и волнительный ритуал, как для самих кадет, так и для родителей и педагогов.

2. Значки, головной убор в виде оранжевого берета и синей пилотки, как символ кадетского движения

3. Парадная форма.

4. Гимн юных друзей кадет.

5. Утреннее построение и осмотр внешнего вида.

6. Проведение различных акций, экскурсий.

7. Участие в смотрах военно-патриотической песни и строевой подготовки.

9. Выездные концерты в пожарную часть с поздравлениями к знаменательным праздникам: «День спасателя, «День пожарной охраны, «Новый год», «День защитника отечества».

10. Театрализованный фестиваль с тематикой пожарной и дорожной безопасностью.

18. Дисциплина «Основы этикета».

20. Выступление агитбригад.

11. И конечно кадетский бал, посвященный выпуску детей в школу, где выпускники уже смело, могут продемонстрировать знания этикета, правила поведения на балу, танцевальные способности.

Все проведенные мероприятия способствуют повышению престижа дошкольной организации, популяризации кадетского движения, формированию патриотических чувств подрастающего поколения, а воспитанникам кадетских групп предоставляется возможность приобщиться к традициям кадетского образования.

В рамках реализации проекта «Надежда России» наше дошкольное учреждение вышло на Дальневосточный уровень, приняв участие в общественном педагогическом форуме «Детский сад 21 века», который прошел в формате видеомоста с муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением детским садом общеразвивающего вида № 202 города Хабаровска. На форуме присутствовали представители отдела образования и общественных организаций г. Хабаровска.   Целью форума являлось социальное партнерство по духовно-нравственному воспитанию личности будущего россиянина, где состоялся обмен опытом и результатами работы профильных кадетских групп между дошкольными организациями, которые успешно функционируют на протяжении двух лет с 2014 года, а в Хабаровске с 2015 на примере нашей организации.  Новая форма работы онлайн-конференций будет продолжена и в новом учебном году.  

Конечный результат работы по нравственно - патриотическому воспитанию спроектирован в виде-модели выпускника дошкольной организации.

В процессе реализации проекта “Надежда России” у выпускников подготовительных групп, к моменту окончания дошкольной организации, должны быть сформированы следующие качества личности:

1. Творческая, эмоционально отзывчивая личность, это личность активная, любознательная уверенная и оптимистичная, творческая, восприимчивая к новизне, оригинальности, с развитой фантазией.

2. Физически развитая личность, осознающая, что время и социокультурная ситуация в мире требуют от него быть сильным, здоровым и вести здоровый образ жизни.

3. Нравственная личность, овладевшая средствами общения и способная взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Знающая общепринятые нормы поведения в обществе, обеспечивающая культурно - исторические ценности прошлого в формировании таких нравственных начал, как: гуманизм и милосердие, патриотизм, честность, справедливость, уважение к окружающим людям, любовь к близким, родным, соблюдающая нормы поведения в повседневной жизни, активно участвующая в делах группы, детского сада.

Систематическая работа в условиях дошкольной организации имеет свои положительные результаты. В беседах дети проявляют знания о труде пожарного, полицейского, уважительно относятся к людям этого героического и мужественного труда. Знают и выполняют на практике как можно сражаться с огнем, умеют оценивать свои и чужие поступки. В беседах дети проявляют знания о символике малой родины, России, знают государственные и народные праздники. Из наблюдений за детьми мы видим, что значительно повысилось проявление познавательного интереса к историческим событиям. Дети стали оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать свои суждения.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в нашей дошкольной организации сформировалось кадетское движение, которому уже более 2-х лет. За это время из кадетских групп выпустилось 42 дошкольника, 20 из которых поступили в кадетский класс общеобразовательной школы.

В период с 2014 по 2016 год дошкольная организация удостоена высокой оценке правительства Амурской области. За эффективное управление образовательным учреждением и большой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения награждена благодарственным письмом губернатора Амурской области Александра Александровича Козлова, а также Почетной грамотой начальника Главного управления полковника внутренней службы МЧС Гибадулина М.Г. за активное участие в пропаганде и популяризации профессии «пожарный-спасатель» среди детей дошкольного возраста, знаний в области безопасности жизнедеятельности.  

Уже сегодня родители и педагоги могут «собирать плоды» своей работы. Большая часть занятий еще впереди, но юные друзья кадетов уже многому научились и с удовольствием демонстрируют это на открытых мероприятиях. Они стали более дисциплинированными, а самое главное – им интересно обучаться, и с каждым днем их интерес только растет! Новая форма работы – организация кадетского движения в детском саду – станет прекрасным «мостиком», по которому дошколята пойдут в школу, от дошкольного образования в общее.