Необычайно точное и ёмкое определение речи, как важнейшего показателя уровня культуры человека, можно найти у Н.И. Жикалкина: «Естественный путь усвоения языка – это развитие речи. Речь - канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Именно речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе.

Однако, устная и письменная речь подавляющего большинства современных школьников часто находится на плачевно низком уровне.

Вместе с тем, очевидно, что будущее стоит за инициативными, предприимчивыми, коммуникабельными, профессионально мобильными, грамотно и чётко излагающими свои мысли специалистами. Поэтому современная школа является важнейшим звеном в деле повышения речевой культуры учащихся.

Развитие речевой деятельности ребенка - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Большинство направлений работы по развитию речи можно успешно проводить как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

На семинаре «Развитие связной речи младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности», который прошёл в марте на базе МОБУ СОШ №5,  учителя начальных классов представили опыт  работы в данном направлении:

  1. Морякина Ю.И., МОБУ СОШ №4: Практикум по картине А.А.Пластова "Первый снег" ПрезентацияСочинениеСправка.
  2. Горькова Е.И.,  МОБУ СОШ №5: Мастер-класс «Развитие речи через составление текста-описания по картине» Презентация.
  3.  Гуйда Е.В., МОБУ ЦО: «Возможности занятий внеурочной деятельности «Оригами» для развития речи» Презентация, Выступление.

В заключение присутствующие педагоги подчеркнули значимость работы в данном направлении и поделились используемыми ими приемами  по развитию речи за круглым столом.