Инновационная инфраструктура образовательной системы города Зеи

В современных условиях важнейшим условием развития системы образования является инновационная деятельность.

Отметим, что инновационная деятельность в образовании в настоящее время является управляемым и системно регулируемым процессом, а ее направленность определяется приоритетами государственной политики в сфере образования:

1. Государственной   программой Российской Федерации    «Развитие образования на 2013–2020 г.г.», которая   ориентирована на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. 

Данная программа   определяет в качестве приоритетных направлений следующие позиции, определяющие направленность инновационной деятельности в системе образования:

 1) формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

2) развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

3) модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

4) создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессиональ­ного участия;

5) обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.

2. Федеральной целевой   программой развития образования на 2016–2020 гг. ориентированной на «создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации».

3. Постановлением Правительства Амурской области от 22.05.2014 № 299 «О порядке признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками» 

Инновационную деятельность в образовании следует рассматривать как систему взаимосвязанных действий, направленных на преобразование сложившейся практики образования, на разрешение существующих в системе образования проблем.

Характеризуя целевые установки, реализуемые инновационной деятельностью, обратимся к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года, в котором отмечено, что инновационная деятельность «ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования».       Законодательством установлено, что инновационная деятельность в системе образования осуществляется в двух основных формах:

- через реализацию инновационных проектов и осуществление инновационных программ.

В качестве субъектов инновационной деятельности рассматриваются организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также иные, действующие в сфере образования организации и их объединения.    Обосновывая тенденции инновационной деятельности в образовании, следует, в качестве основных, отметить следующие:  1) обеспечение реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования; 2) ориентация инновационной деятельности на приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации; 3) учет при осуществлении инновационной деятельности основных направлений социально-экономического развития конкретного региона, муниципального образования; 4) обеспечение ориентации на запросы участников образовательных отношений – потребителей образовательных услуг, работодателей, работников образовательных организаций.

В качестве приоритетных направлений инновационной деятельности рассматриваются следующие: 

− развитие современных механизмов и технологий общего образования;

− реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях;

- развитие эффективной системы дополнительного образования детей;

- формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.

Конкретная образовательная организация, ориентируясь на данные приоритеты, а также, учитывая позиции внутренних и внешних стейкхолдеров   определяет необходимые для нее задачи и направления инновационной деятельности.

 (стейкхолдер – это группа, организация или личность, на которую может оказывать влияние определенная компания, зависимая от них. Выделяют два больших сегмента: внутренний   и внешний. Внутренний стейкхолдер - это ближайший круг, оказывающий непосредственное влияние: собственники, инвесторы, акционеры, клиенты и работники; партнеры.  Внешний   стейкхолдер – это дальний круг, оказывающий неявное влияние: представители местной и государственной власти; конкуренты; СМИ, общественные и благотворительные организации, активисты, на мнение которых опирается народ.)

Особую роль в реализации инновационной деятельности в образовании в настоящее время приобретает целенаправленное формирование ее инновационной инфраструктуры.

Согласно законодательству, она представлена системой федеральных или региональных инновационных площадок.

Региональные инновационные площадки - это организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные действующие в сфере образования организации, а также их объединения, которые реализуют инновационные проекты, имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования и реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. В целях создания условий для развития инновационной структуры в системе образования Амурской области, начиная с 2015 года министерство образования Амурской области,           Амурский областной институт развития образования организуют и проводят конкурс среди образовательных организаций области на присвоение статуса региональной инновационной площадки Амурской области.

Целями данного конкурса являются:

-создание условий для развития   инновационной инфраструктуры   в системе образования Амурской области;

-информирование широкой общественности о достижениях педагогов образовательных организаций   в области инновационной педагогической деятельности;

-выявление достижений педагогических коллективов, способствующих развитию инновационной деятельности и эффективному развитию образования, обеспечивающих высокое и доступное качество образования в Амурской области.

 Статус инновационной региональной площадки присваивается образовательной организации   за счет предоставления на конкурс инновационного проекта.

С 2016 года и по   настоящий момент инновационная инфраструктура   системы образования   города Зеи   представлена 16   региональными инновационными площадками.

МБО ДО ДДТ «Ровесник» и МДОБУ д/с № 4   статус региональных инновационных площадок присваивался дважды: в 2015 и 2016 годах.

Региональные инновационные площадки   в образовательных организациях г.Зеи:

  • МОБУ ЦО – проект: Обучение и социализация   детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном   пространстве»;
  • МОБУ Лицей – проект: «Ступени развития»;
  • МБО ДО ДДТ «Ровесник» - проекты: «Я будущий», ««Развитие профориентационного пространства в городе Зее как средства профессионального самоопределения обучающихся»;
  • МДОБУ д/с №4 – проекты: «Надежды России», «Организация психолого-педагогического сопровождения и социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ»;
  • МДОБУ д/с № 12- проект: «Растим инженеров с детского сада»;
  • МДОБУ д/с № 19 - проект: «Создание и эффективное использование системы социального партнерства Зейского заповедника и дошкольного образовательного учреждения в экологическом образовании дошкольников».

Организациями-кураторами инновационных площадок   являются: министерство образования и науки Амурской области, Амурский областной институт развития образования и   отдел образования администрации города Зеи.

Анализ показывает, что в инновационную деятельность включены образовательные организации всех типов и видов.

 Так, среди образовательных организаций, являющихся региональными инновационными площадками - 1 организация   дополнительного образования (25% от общего количества площадок), 2 организации общего образования (25% от общего количества площадок), 3 дошкольных образовательных организации (50 % от общего числа инновационных площадок).

 Тематическими приоритетами деятельности региональных инновационных площадок являются следующие направления:

  • проекты, связанные с активизацией и поддержкой образовательной субъектности у детей и взрослых (МДОБУ    д/с № 4 - 2 проекта), МБО ДО ДДТ «Ровесник» (2 проекта), МДОАУ д/с № 12;
  • проекты, объединяющие различные инновационные образовательные практики, ориентированные на построение различных форм коммуникационных отношений между участниками образовательного процесса, построение эффективных коммуникативных сред, как пространства образовательного развития личности (МОБУ Лицей);
  • проекты, объединяющие инновационные образовательные практики, связанные с организацией внешкольного воспитательно  - образовательного пространства, с выходом образовательной деятельности в социум (МДОБУ д/с № 19, МОБУ ЦО, МДОБУ д/с № 4).

Кроме этого в 2016/2017 учебном году МОБУ Лицей   получил грант в размере 1 млн. рублей в форме субсидии из федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы по направлению -   «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов», что позволило педагогам Лицея  реализовать инновационный  проект  - «Школа бизнеса».

В 2018   учебном году еще четырем образовательным организациям города присвоен статус региональной инновационной площадки:

МДОАУ ЦРР д/с № 14 – проект: «Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста»;

  • МДОАУ д/с № 3-  социальный проект: волонтерское движение «Планета добра»;
  • МДОАУ д/с № 15 -  проект: «Родной свой край люби и знай!
  • МОБУ Лицей – проект: «Моя профессия – мое будущее!».

В 2018/2019   учебном году в соответствии с приказами министерства образования и науки Амурской области от 20.07.2018 № 852 и от 03.08.2018 № 899 «О введении в 2018-2019 учебном году в рамках образовательной программы общеобразовательных организаций Амурской области казачьего образовательного компонента и основ финансовой грамотности» 4 дошкольные  образовательные организации города Зеи стали региональными пилотными площадками по данным направлениям: МДОБУ д/с № 11, МДОБУ д/с № 19 – по внедрению казачьего образовательного компонента,  МДОАУ д/с № 3, МДОБУ д/с № 4 – по обучению дошкольников финансовой грамотности.

Таким образом, в современных условиях инновационная деятельность в образовании, ориентированная на совершенствование образовательной практики и на развитие образовательных систем на основе нововведений, реализуется на всех уровнях образования целенаправленной и системно. Ее приоритеты задаются основными направлениями государственной политики в сфере образования, потребностями социально-экономического развития, запросами внутренних и внешних стейкхолдеров образовательных организаций. Именно инновационная деятельность призвана обеспечить новое качество образования и создать условия развития образовательной системы.

Начальник отдела образования администрации г.Зеи

О.В.Максимишина