Самое трудное в профессии учителя — не стоять на месте

 

Ребята из психолого-педагогического класса школы № 1, планирующие связать свою жизнь с педагогикой, участвовали в региональном конкурсе «Гордое имя – Учитель года».  Им необходимо было рассказать о становлении, достижениях, увлечениях победителей муниципального конкурса «Учитель года». Свои вопросы они адресовали Лилии Постных, учителю русского языка и литературы, заместителю директора.

Лилия Викторовна является победителем муниципального и призёром регионального конкурса «Учитель года – 2007», победителем конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности, включена в «Золотую тысячу» учителей России в 2019 году.

  • Лилия Викторовна, сколько лет вы преподаёте в школе русский язык и литературу?

Я работаю в школе № 1 учителем русского языка и литературы уже на протяжении 18 лет.

  • Почему выбрали эту профессию, эти школьные дисциплины?

Когда я училась в школе, мне очень нравился предмет «литература», я много читала, размышляла, а учителем литературы в 10 -11 классах была моя мама. Именно мама настояла, чтобы я поступала на филологический факультет в педуниверситет, хотя я мечтала о профессиях юриста или переводчика. Я из педагогической семьи: тётя и дяди, сестра – педагоги (Нина и Владимир Захарик посвятили свою жизнь развитию зейского спорта, а Иван Кустов и сейчас преподаёт в Покровском горном колледже), так что совсем не случайно и я выбрала эту профессию.

  • Что самое трудное в работе педагога?

На мой взгляд, самое трудное в работе учителя — это не стоять на месте, постоянно двигаться вперед вместе с учениками. Учитель должен стремиться к новому даже более активно, чем ученики - для того, чтобы вести их за собой. Жаль, что в ежедневной рутине это не так-то просто.

  • Был ли в вашей жизни человек, которого вы считаете своим главным наставником - учителем?

Не могу назвать одного наставника, на всех этапах жизни: в школе, университете и в профессиональной деятельности — рядом со мной были замечательные учителя, прекрасные люди, мастера своего дела. Мне повезло, что со мной были такие наставники.

В 1994 году я окончила школу № 2, мои школьные учителя (Ф.Д. Медведева, Н.П. Карауш, Г.Н. Шалашова, Н.А. Василенко, В.В. Власова, Г.Д. Мосёнова, Л.А. Волоха, Т.П. Петрова, Т.С. Уланова, М.А. Бурнос) научили меня многому, но главное - быть добрым и порядочным человеком.  Мои педагоги были рядом не только в школе, но и сейчас я получаю от них мудрые советы и наставления. Спасибо вам, Е.Ф. Шикунова и Т.А. Буценко. Я счастливый человек – у меня были лучшие педагоги. 

А ещё мне посчастливилось, что в моей жизни есть главный наставник. Это моя мама Валентина Соснина, которая проработала в школе учителем русского языка и литературы 45 лет, сейчас она на пенсии. Безоговорочной преданности своему делу, честности, великодушию меня научила именно она.

Педагоги, которые стали моими наставниками уже в профессиональной деятельности: Николай Болелый, Марина Федоряк, Татьяна Егорова, Елена Земскова, Анна Корнеева, Ольга Толпыго.  Эти люди больше всего повлияли на мое становление как личности и профессионала. Я им очень благодарна.  «У каждого учителя есть наставники. Если вы следуете за наставником, который успешней вас, успех неизбежно ждёт и вас», - согласна с высказыванием Николая Латанского.

  • Идеальный ученик для вас – какой он? А были у вас уникальные ученики?

Думаю, идеальный ученик — тот, который способен воспринимать критику и развиваться. Я все-таки больше ценю в учениках человеческие качества, за которые не ставятся отметки. Все мои ученики – талантливые ребята.  Но был у меня уникальный ученик – Антон Бузанов, выпускник 2018 года. Сейчас Антон стажер-исследователь, преподаватель факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Став победителем и призером девяти городских олимпиад, на областном уровне Антон участвовал в олимпиадах по пяти предметам: физике, математике, праву, литературе и русскому языку. На региональном этапе Всероссийской олимпиады он одержал победу по русскому языку и литературе и стал призёром по физике, а потом и призером всероссийского этапа по русскому языку, а еще написал ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов. Я верила в него и надеялась, что такой багаж знаний не мог остаться незамеченным. Это блестящие победы. Считаю, что высокие результаты Антона – результат всего нашего коллектива школы – школы № 1.

  • В чем вы видите результаты вашей работы?

Результат в работе для меня очевиден: ученики сдают экзамены, поступают в вузы, получают профессии, становятся прекрасными специалистами и хорошими людьми. Если через годы тебя узнают и кричат на всю улицу: «Лилия Викторовна, здравствуйте!», то это, я считаю, тоже результат моего труда и усилий.

  • Что самое важное в профессии учителя? Без чего не может быть педагога?

Это профессия, требующая огромного терпения, ответственности и огромной любви к своим ученикам и к своему делу.А ещё - быть одним целым: дети, учитель и родитель – это цель, наверное, каждого педагога. А добиться ее можно только кропотливым трудом. Если у учителя есть желание научить, то у ученика обязательно появится желание научиться. Когда эти два желания совпадают, получается прекрасный результат.

#ГодПедагогаНаставника #ГПН_2023 #Амурскаяобласть