С прошлого года учителя начальных классов города активно изучают, применяют на практике, делятся опытом формирования функциональной грамотности младших школьников. 17 ноября в МОБУ «ЦО» прошло заседание ГМО, посвященное формированию естественнонаучной функциональной грамотности младшего школьника на уроках окружающего мира. Материалы

Жигулина О.А. рассказала о формировании естественнонаучной функциональной грамотности младшего школьника на уроках окружающего мира. Ольга Александровна отметила, что в программе курса «Окружающий мир» нет примерно 40% того, что есть в тестах TIMSS: практически нет физики и химии; не рассматриваются вопросы размножения и наследственности. Поэтому одна из задач повышения уровня естественнонаучной грамотности - использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и интерпретацию данных.

Волонцевич А.А. рассказала об использовании дидактических игр на уроках окружающего мира. Анастасия  Александровна предлагает использовать игру и как приём, и как организационную форму работы. В зависимости от поставленных целей, возможно использование тех или иных видов игр: игр-упражнений, игр-экспериментов, игр-соревнований, сюжетно- ролевых игр, игр-путешествий и др. При правильном руководстве, состоящем в побуждении детей к активной деятельности, в совместной с ребенком игре формируется умение находить путь решения нестандартной задачи, проявлять инициативу, творчество.

Кирченко Инна Юрьевна поделилась опытом организации проектно-исследовательской деятельности, поскольку эта работа связана со способностью применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность, нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества.

Масленникова Е.Г. уверена, что для формирования ключевых компетентностей учащихся эффективно использование особых практико-ориентированных заданий. Елена Геннадьевна поделилась с коллегами, как она применяет следующие блоки практико-ориентированных заданий: 

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

2. Задания,  направленные на  применение знаний в опыте деятельности.

3. Задания, позволяющие  сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных  ситуаций.

Кроме того, коллегам предложены электронные методические материалы по формированию функциональной грамотности.