Дошкольное детство - один из важнейших этапов формирования личности, её ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в этот период происходит развитие личности ребёнка, закладывается его эмоциональная сфера, первичный образ мира, первичное отношение к нему.

Современный дошкольник живёт в эпоху информатизации и компьютеризации. На него оказывают влияние все признаки настоящего времени, он ориентирован на познание человека и природы, на самоценные детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, рассуждать. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.

С целью выявления одаренных детей, поддержки и развития интеллектуально-творческой инициативы воспитанников дошкольных образовательных учреждений города, привлечения их к исследовательской деятельности 25 апреля состоялась I городская научно-исследовательская конференция для дошкольников «Маленький исследователь».

В конференции приняли участие 6 воспитанников из четырех дошкольных образовательных учреждений: МДОБУ детский сад № 4, МДОАУ детский сад № 12, МДОБУ ЦРР детский сад № 14 и МДОБУ детский сад № 19.

Хочется отметить, что конференция для дошкольников проводится в нашем городе впервые и также впервые на территории Амурской области. Дошкольное образование города Зеи является первооткрывателем в данном формате исследования. В соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами дошкольного образования ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, проявлять любознательность, наблюдать и экспериментировать, интересоваться причинно-следственными связями, а также пытаться самостоятельно придумывать и объяснять явления природы и поступки людей.

На протяжении нескольких месяцев педагоги и воспитанники проводили ряд исследований: выдвигали гипотезы, ставили различные эксперименты и далее приходили к выводам: подтвердились ли их предположения и что нового они узнали, изучая данную тему.

Всю организацию мероприятия на высоком уровне провел коллектив МДОБУ ЦРР детского сада №14. Педагоги данного дошкольного учреждения торжественно открыли конференцию, творчески представляли каждого участника, создали благоприятные условия для проведения конференции. Так, известные персонажи мультсериала Фиксики: Нолик и Симка не только доброжелательно поприветствовали участников конференции, но и представили свои исследовательские работы.

Первыми, кто представил свою исследовательскую деятельность стали воспитанники старшей группы МДОБУ детского сада № 4 Стаброва Даша и Конев Никита (руководитель - Шалыгина Светлана Николаевна). Тема исследования «Соль-друг, соль-враг» была выбрана детьми не случайно, по словам ребят, им всегда было интересно, что же все-таки полезного и вредного содержится в соли, откуда ее берут и какими свойствами она обладает.

На первом этапе ребята знакомились с научно-исследовательской литературой, при помощи взрослых выходили в интернет, искали статьи, где содержится вся необходимая информация. Далее ребята изучили свойства и качества соли: вкус, цвет, запах, растворяемость. Учились добывать питьевую воду из соленой воды, выращивали кристаллы, лепили с помощью соленого теста, посыпали усыпанные снегом тропинки, изучали влияние соли на рост растений и т.д.  В итоге маленькие исследователи пришли к выводам о том, что проводя исследования, опыты и эксперименты с солью можно расширять знания о соли, как о полезном ископаемом и выявить вредные качества соли для здоровья человека и окружающей среды.

Воспитанница подготовительной группы МДОБУ ЦРР детского сада № 14 Булычева Оля провела исследование на тему «Почему мой поселок называется Светлый?» (руководитель – Лунева Светлана Николаевна). Совсем недавно Оле удалось познакомиться с фотографиями старого города Зеи и узнать, откуда взялось такое название города. А вот почему поселок Светлый, в котором она живет назвали именно так и откуда вобще появилось слово «Светлый» ей никто не рассказывал и поэтому Оля решила провести свое исследование.

Маленькая исследовательница выясняла знания сверстников, сотрудников детского сада, родных и знакомых по данному вопросу. Знакомилась с книгами, фотографиями о городе, поселке Светлом и Зейской ГЭС, посетила краеведческий музей, музей Зейской ГЭС, благодаря чему пришла к следующим выводам:

1. Название поселка связано со строительством Зейской ГЭС, которая вырабатывает электроэнергию, дает свет жителям нашего города.

2. Название поселка связано с его месторасположением на возвышенном месте, освещенном со всех сторон солнцем.

Самая юная участница научно-исследовательской конференции Гладуш Настя, воспитанница средней группы МДОАУ детского сада № 12 представила свой исследовательский проект «Все о цвете. Веселый пластилин» (руководитель – Берчанская Наталья Викторовна). В ходе своего исследования Настя изучила процесс смешивания пластилина, получение различных оттенков благодаря смешиванию. По мнению исследовательницы, в нашем современном мире цвета играют огромную роль. Каждый человек зачастую сталкивается с проблемой сочетания цветов, как в домашнем интерьере, так и в подборе цветовой гаммы для одежды, макияжа. В результате проделанной работы Настя пришла к выводам, что смешивая цвета можно получить большое количество разнообразных оттенков, и если каждый будет об этом знать, то с легкостью  сможет грамотно использовать это в своей повседневной жизни.

Свое необычайно увлекательное исследование «Изучаем, пробуем, творим» представила воспитанница старшей группы МДОАУ детского сада № 12 Шуманова Лида (руководитель – Луговая Татьяна Геннадьевна). В исследовании Лида изучает процесс рисования предметами, не относящимися к изодеятельности, такими как: малярный валик, стекло, перья птиц, поролон, зубная щетка, нитки для шитья и т.д.

В самом начале своего повествования маленькая исследовательница рассказала о том, что самыми древними художниками считаются пещерные жители, они создавали свои рисунки на стенах с помощью палочек, угля и камня. Лида тоже любит рисовать, но раньше использовала только известные материалы (краски, карандаши, фломастеры и т.д.), пробовала рисовать ладошкой и пальцами, далее ей захотелось узнать и попробовать, чем же еще можно нарисовать картины. Таким образом, удалось нарисовать много картин, на одной из которых была изображена рыбка нарисованная ребром картона, пузырьки колпачком фломастера, а с помощью смятого в комок картона было нарисовано дно аквариума.  В итоге, Лида пришла к выводу, что рисовать красками можно не только кистью. Еще одним открытием стало то, что одними и теми же предметами можно рисовать по-разному (тонировать, разбрызгивать и т.д.).

Воспитанник подготовительной группы МДОБУ детского сада № 19 Вадим Самосадов представил исследовательскую работу «Прочно ли куриное яйцо?» ((руководитель – Адушкина Светлана Николаевна). Вадим рассказал о том, что недавно он вспомнил известную сказку про курочку Рябу и подумал: почему Дед с Бабкой не могли разбить яйцо, а мышка хвостиком махнула, яйцо покатилось, упало и разбилось.  И тогда юный исследователь задумался, с какой высоты должно упасть яйцо, чтобы разбиться? Насколько прочна скорлупа яйца и отчего зависит его прочность?

В ходе своего исследования Вадим сравнивал прочность яйца, купленного в магазине и домашнего. Пришел к выводу, что домашнее яйцо более хрупкое, вероятно это связано с тем, что курицам на птичьих фабриках в пищу дают больше добавок, чем домашним. Еще удалось доказать, что яйцо легче разбить, чем раздавить. Также, Вадим выяснил, что яйцо как домашнее, так и купленное в магазине выдерживает вес 3 кирпичей, если будет находиться в ячейке яиц в вертикальном положении.

Все воспитанники, принявшие участие в I научно-исследовательской конференция «Маленький исследователь» были награждены дипломами за победу в различных номинациях, а также ценными подарками.

Поздравляем наших маленьких исследователей, желаем дальнейших побед и творческих успехов! Благодарим воспитателей, заведующих и заместителей заведующих дошкольных учреждений за участие в конференции, качественную подготовку дошкольников, содержательный материал и высокий уровень профессионализма!